Село Бурлук полтора столетия назад.

Ещё один старинный манускрипт ин-фолио напоминает нам о событиях полутора вековой давности в жизни села Бурлук. В «Материалах для истории Саратовской Епархии» за 1907 год сохранился документ, датированный 1868 годом. Описание сельских событий, судя по характеру содержания, взято из клировой ведомости за указанный год. Тем не менее, документ представляет собой не только отчёт о деятельности церкви, но и повествует о природных катаклизмах, эпидемии, демографии и прочем.

(При перепечатке текста оригинала мною полностью сохранена стилистика изложения, осовременены отдельные устаревшие междометия, незначительно исправлены знаки препинания, заменены или исключены буквы, вышедшие из оборота.)

«1868 год.

Теплая погода, стоявшая с 20 декабря прошедшего года, не изменилась и с наступлением нового года. С 7 и по 20 января шли дожди, отчего  река  Бурлук разлилась так, как она обыкновенно разливается в полую воду.  Моро­зы начались с 25 января и стояли до конца марта. Разлив полой воды,  не смотря на недостаток снега, был самый большой.

Лихорадка, появившаяся в приходе еще в августе прошедшего года, в половине фев­раля настоящего года сделалась настоящею эпидемией. После двух-трех лихорадочных припадков она обыкновенно переходила в горячечное состояние со всеми признаками сыпного или брюшного тифа.

27 марта заштатный дьякон Иван Абрамов (ич) Попов при участии некоторых прихожан устроил на местную икону св. Иоанна Крести­теля, что на левом клиросе, медную вызолоченную на гальванизме ризу с футляром, це­ною в 80 рублей.

В 3½ вечера (после полудня) (.?.) июня Преосвященнейший Иоанникий, епископ Саратовский посетил церковь. При этом благодарил прихожан за внутреннее украшенье храма и советовал так же им позаботиться и о внешнем исправлении его. В 5 час. того же числа Преосвящен­ный отправился в с. Громки для обозрения церквей по Медведице.

Особенной перемены в прихожанах в религиозно-нравственном отношении, ни к луч­шему, ни к худшему, в настоящем году не было.

По примеру прежних годов у исповеди и  св. Причастия бывают, но не все ежегодно. Бедность, а вследствие этого постоянные за­боты о насущном пропитании себя и своего ско­та, недостаток теплой одежды, болезни, мало­летство детей и особенно одиночество — вот причины, которые обыкновенно представляют прихожане в свое оправданье. Упорства и за­коснелости между прихожанами незамечено. К утешенью есть много из прихожан и таких, которые во все четыре поста говеют, испове­дуются и приобщаются св. Тайн.

В продолжение сего 1868 года в приходе родилось мужского пола 71 человек, а женского 79. Итого 150 человек.

Браков было 40.

Умерло мужского пола 77, женского 83. Итого 160 человек.

Исповедалось и причастилось св. Тайн мужского пола 850, женского 998. Итого 1848.

Не было у исповеди по малолетству мужского пола 259,  женского 292.   Итого 551.

Не было у исповеди и св. причастья по отлучкам и другим уважительным причинам мужского пола 9, женского 5. Итого 14.

Не было по упущению мужского пола 63, а женского 30. Итого 93.

Всех жителей в приходе мужского пола 1181, женского пола 1325. Итого 2506.

В продолжение сего года продано свечей 5 пудов и 10 фунтов.

Выручено от продажи их 212 руб. 45 коп. Употреблено на покупку

свечей 157 рублей 50 копеек. Затем остальные 54 рубля 95 копеек внесены для хранения на пользу церкви.

От прошедшего года оставалось кошелько­вой суммы 38 руб. 74 коп. В сём году собра­но 85 рублей, из них употреблено в расход 102 руб. 3 коп. Затем к 1869 году осталось 21 руб.71  коп.

В  продолжение сего года собрано:

а) на  бедных духовного звания 4 р. 90 коп.

б) на распространение христианства между язычниками 1р.70 коп.

в) на распространение христианства  на Кавказе 45коп.

г) на Иерусалимских поклонников (вероятно, имеется в виду помощь паломникам) 1 р. 40 коп.

д) на устройство народных школ в Западном Крае 20 коп.

е) на разорённых от разных случаев 45 коп.

и ж) на распространение приходского храма 500 руб. сер. (серебром)

В  церковно-приходской школе обучалось 37 мальчиков и частным  образом — у черничек 4 мальчика и 6 девочек.

      Села Бурлука Священник Илья Мельцанский. Дьякон  Евстафий Луцкий. Дьячок Эраст Беневоленский».

Как следует из документа, 1868 год в памяти жителей (с позиции священника) запомнился природными катаклизмами зимой и большим половодьем весной. Из особенного в церковной жизни — явилось посещение села Саратовским епископом. В остальном события «протекали» привычным порядком.

Опираясь на данный документ, интересно взглянуть на демографическую картину в селе. Согласно «Спискам населённых мест Российской империи» с данными за 1858 год в селе Бурлук проживало 2221 человек. Не хитрый подсчёт показывает, прирост населения за 10 лет составил 285 человек. Количество дворов (на 1867 год) увеличилось  на 91, что весьма существенно. (В среднем, выходит, появлялось 10 новых дворов в год.) 1868 году было незначительное превышение смертности над рождаемостью. Скорее всего, это произошло вследствие упомянутой эпидемии 1867-1868 годов. Вместе с тем, на две с половиной тысячи жителей, с учётом малолетних детей и стариков, рождаемость была очень высокой – 150 детей за год (то есть на долю младенцев приходилось 6% от всего населения). Сам священник замечает, что малолетних детей в семьях было много. С учётом того, что в 1867 году в селе было 356 дворов, то примерно в половине дворов (семей) было прибавление в семействе. Ни чего сверхъестественного в таких подсчётах нет. Особенно учитывая и то обстоятельство, что за год по 80 семей играли свадьбы (40 браков) (в 1867 – 32 брака). С учётом высокой детской смертности и невысокой продолжительности жизни в те времена общая демографическая картина выглядит вполне достойно.

Хочу отметить ещё один интересный момент. При бедности населения за год православные крестьяне сжигали почти центнер свечей (5×16+10×0,450=84,5 кг.). В среднем выходило, что свыше полтины (50 копеек) крестьянская семья тратила только на свечки. Что в принципе соответствует заключению священника (автора ведомости) о степени религиозного мировоззрения прихожан, участия жителей в церковных обрядах, с одной стороны, и их бедностью, с другой стороны. В частности на это указывает разница пунктов ведомости, касающиеся участия крестьян в благотворительной деятельности — пожертвования на храм значительно существеннее всех остальных. Вместе с тем не строит сбрасывать со счетов и применение крестьянами обрядовой стороны христианских праздников в своих житейских интересах.

Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2013.

 

Вы можете оставить комментарий.


Выскажите своё мнение