Курганы Бурлукской волости.

В районе с. Бурлук на меловых возвышениях сохранился древний курган.

Древний курган.

Последний древний курган в окрестностях с. Бурлук.

В народе эта местность сохранила за собой название Белый мар. Мар – устаревший топографический термин, обозначающий древнюю могильную насыпь либо всякий естественный или искусственный холм, встречающийся в степи.

Ко времени заселения Саратовской губернии великороссами на этой территории было значительное число больших и маленьких курганов. Курганы располагались на возвышенных местах по берегам рек Терсы, Щелкана, Медведицы, Бурлука. По реке Бурлук мары имелись не только в районе села Бурлук, но и восточнее слободы Красный Яр (Бурлуцкий курган или Высокая Могила и другие).

Как полагают учёные, эти искусственные возвышения имели значение маяков и станов для проходивших по этой территории в разных направлениях татарских караванов, так же курганы могли применяться в системе оповещения.

Большая часть курганов впоследствии была уничтожена. В основном мары раскапывались местным населением в поисках кладов. Однако ни каких ценностей кроме костей, ржавых металлических предметов и камней в них не обнаруживалось.

Во второй половине XIX века археологами была предпринята попытка изучения истории курганов в Саратовской губернии. Для чего было решено вначале систематизировать сведения о курганах и провести их учёт. В этих целях во все сельские общества были направлены просьбы — сообщить о наличии древних курганов. Наиболее активно в плане оказания помощи учёным выступило сельское  духовенство. На основе архивных источников времён преосвященного Иакова с отчётами сельских священников со сведениями об окрестных курганах составлено их описание. Среди этих сведений обнаружено подробное описание курганов (маров) возле села Бурлук сельским священником о. Мельцанским.

Археологическое описание некоторых местностей Камышинского уезда по материалам преосвященного Иакова содержит следующую информацию о курганах окрестности села Бурлук.

(При перепечатке текста оригинала мною полностью сохранена стилистика изложения, осовременены отдельные устаревшие междометия, незначительно исправлены знаки препинания, заменены или исключены буквы, вышедшие из оборота.)

«Духовенство Преосвященного Иакова описало следующие курганы.

Первые два кургана, в трех верстах от сл. Бурлук к востоку расположены на высокой горе, лежащей по правую сторону р. Бурлук. Один — вышиною в 4 с. (сажень -2,1 м), в поперечнике — 5 с., в окружности  по  подошве — 56  с.,  а другой — вышиною 2 с., в поперечнике  4 с., в окруж­ности же не мог быть измерен в виду отлогости с одной стороны. Оба они насыпной земли; обыкновенно называются «Мамайские Ма­ры». Первый  курган — в 100 с. от другого.

Если обратимся к преданиям о курганах, то увидим, что при всем разнообразии толков народа, эти курганы насыпаны или дикими народами, обитавшими в этих краях и по­дававшими посредством огня на курганах знаки друг другу, или разбойниками, которые шайками проживали в здешних местах. Это предположение о. Мельцанский считает более достоверным, говорят также, что язычники в этих курганах погребали умерших, и чем ни больше курган, тем значительнее погребенное лицо; говорят, что они сажали значительных людей на лошадь и засыпали землей с лошадью, но это, по словам о. Мельцанского  едва ли  вероятно.

Уроженец с. Бурлук, отставной унтер-офицер С. Никанов, 60-ти лет от роду, человек честный и заслуживающий вероятия сообщил о. Мельцанскому о первом кургане следующее.

«Будучи в молодых летах крестьянином, и поверивши толкам народа, что будто бы в этих курганах сокрыты деньги, они вместе с другими крестьянами (всего их было человек шесть) решили тайным образом в летние ночи рыть первый курган. Они рыли его по подошве, канавою шириною в сажень, пробираясь в средину. При этом оказалось, что земля была насыпная, был виден даже дерн и ковыль, которые от древности рассыпались при прикосновении. В средине кургана найдена лишь куча, более меры, воловьих кознов (имеются в виду кости животных) и железный дротик.

Прорытая Никоновым канава видна и до­сель, хотя и сильно обвалилась, и заросла ковылём.

О втором кургане преданий нет. Вторая группа курганов (третий, четвер­тый и пятый) находится на возвышенном месте, в расстоянии более чем две версты от р. Бурлук, в прямой линии по горе; курганы — в ровном расстоянии друг от друга — в 50  с. один от другого.

Первый — вышиною в 2½ с., в попереч­нике 3 с., в окружности по подошве 30 с., в средине его — яма. Что касается второго кургана,  то он  во  всем  равен первому, только яма его вырыта до подошвы;  третий же несколько более предыдущих. Все три носят названье «Мамайских Маров». С курганов ничего, кроме сл. Ореховой и хуторов, отно­сящихся к сл. Красному Яру, никаких селений не видно. Примечательного о курганах ничего не имеется.

Шестой курган, состоящий из кучи мелких кирпичей, почти уже обратившихся в землю и обросших травой, имеет вышину, рав­ную росту   человека. Это было какое-то здание из кирпича, четырёхугольное, обведенное   кругом канавою, которая выложена кирпичом. Ка­нава уже обвалилась и заросла травой, так что составляет один признак канавы. В длину она 10 с., в поперечнике 8с. Насколько мож­но судить, она отстояла не более, как на пол-аршина (аршин – 71,12 см) от здания, вход в здание был с полуденной стороны, для чего между   канав и оставлена матерая земля на три аршина вымо­щенная кирпичом. Решить вопрос, для какой цели служило это здание и что оно из себя представляло трудно, тем более что и предание не говорит о нем чего-либо положительного; а, вероятно, как и догадываются окре­стные, по словам о. Мельцанского, жители, это был языческим храм. Жители с. Бурлука, при своем поселении на этом месте лет за сто до времени, к которому относится деятельность Иакова, не успели захватить этого здания в це­лости, кроме канавы, выложенной кирпичом. Земля около здания также была выложена кир­пичом, сажен на пять или более.

Таким образом, отсюда следует, что кир­пича здесь было весьма много; окрестные жите­ли этим воспользовались, и почти весь камень разобрали на постройки: из мелких камней делали каменки, а из крупных — печи, так что ко времени описания о. Мельцанским, со­хранился нетронутым всего один кирпич, до­вольно крепкий, гораздо крепче нынешних, длиною и шириною в 5 верш. (вершок – 4,45 см), толщиною в 1½ вершка».

Как указано в начале поста к настоящему времени в окрестностях села Бурлук сохранились останки только одного кургана. Епархиальные архивные свидетельства существенно приоткрывают завесу над историей ландшафтных изменений произошедших в сельской округе нашего села за последние полторы сотни лет.

Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2013.

Вы можете оставить комментарий.


Выскажите своё мнение