Бурлук во время пугачёвского бунта.

Известные события пугачёвского бунта 1773-1775 годов затронули и жителей села Бурлук. «Так рассказывают, — записано сельским священником в описании истории происхождения села,- что одна из пугачевских шаек была в селе Бурлук, где начальника этой шайки почётнейшие из прихожан встречали с хлебом и солью, а духовенство с иконами при колокольном звоне».

На самом деле отношение населения к бунтовщикам было не столь однозначно положительное. На тот момент времени по сословному делению крестьяне села относились к государственному состоянию.  Вследствие этого особого желания и нужды выступать  вместе с бунтовщиками против самодержавия они не имели. С другой стороны, неспособность власти подавить выступление Е. Пугачёва принуждало население самостоятельно искать пути спасения от ватаг разбойников. Так произошло и в случае с посещением села одним из отрядов бунтовщика. Кто-то из жителей вообще не желал иметь дело с пугачёвцами и укрылся в лесу, другие же захотели получить от этого свою выгоду, были и ротозеи.Восстание Пугачёва

Публикую целиком отрывок из «Летописи по приходу села Бурлука, Казанской церкви, Саратовской епархии, Камышинского уезда», повествующий о событиях тех дней.

(При перепечатке текста оригинала мною незначительно исправлены знаки препинания, заменены или исключены буквы, вышедшие из оборота.)

«Се­ло Бурлук неоднократно было истребляемо по­жарами. Первый и самый опустошительный пожар, соединенный с грабежом был во вре­мя Пугачевского бунта. Об этом несчастии рассказывают следующее. Когда одна из шаек Пугачева приближалась к селу, многие из жи­телей скрылись в лесу, другие же, особенно старики принуждены были из страха встретить шайку, с хлебом и солью. Довольный таким приемом, начальник  шайки целых трое суток пировал в доме одного почетнейшего крестья­нина. Из Бурлука шайка отправилась в ближайшие Красноярские хутора, оставив свой обоз с разным награбленным имуществом на дво­ре крестьянина под прикрытием нескольких человек. По удалении шайки, крестьянин, у которого находился обоз, подпоив караульных, большую часть их добычи свез в лес, где и сам скрылся с своим семейством. Когда же возвратился начальник шайки в Бурлук и узнал о расхищении их обоза, приказал сжечь село. Эту обязанность принял на себя один из жителей села же Бурлука крестьянин Каракозов, еще прежде присоединившийся к шайке. Для этой цели он привязал к длин­ному шесту горящий полотняный холст и скакал с ним на лошади по улицам села, при­кладывая горящий конец холста к соломенным крышам строений. Отчего почти разом загорелось все село. В страхе жители убежа­ли в лес; имущество же их было разграбле­но шайкою. Злодей Каракозов по возвращении своем, когда уже был окончательно разбит Пугачев, получил достойную казнь. Жители общественным судом повесили его на обгорелых воротах его же собственного дома, а те­ло бросили в лес без всякого погребения».

Приведённый источник, повествующий о поведении крестьян во время нахождения бунтовщиков в селе, свидетельствует об отсутствии желания у населения сотрудничать с пугачёвцами. Цели бунтовщиков (пограбить) не отвечали интересам основной массы населения. Совсем другое дело, что некоторые из жителей решили воспользоваться ситуацией ради своёй наживы, правда, с печальным результатом в итоге.

Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2013.

Вы можете оставить комментарий.


Выскажите своё мнение