Известные события пугачёвского бунта 1773-1775 годов затронули и жителей села Бурлук. «Так рассказывают, — записано сельским священником в описании истории происхождения села,- что одна из пугачевских шаек была в селе Бурлук, где начальника этой шайки почётнейшие из прихожан встречали с хлебом и солью, а духовенство с иконами при колокольном звоне».
На самом деле отношение населения к бунтовщикам было не столь однозначно положительное. На тот момент времени по сословному делению крестьяне села относились к государственному состоянию. Вследствие этого особого желания и нужды выступать вместе с бунтовщиками против самодержавия они не имели. С другой стороны, неспособность власти подавить выступление Е. Пугачёва принуждало население самостоятельно искать пути спасения от ватаг разбойников. Так произошло и в случае с посещением села одним из отрядов бунтовщика. Кто-то из жителей вообще не желал иметь дело с пугачёвцами и укрылся в лесу, другие же захотели получить от этого свою выгоду, были и ротозеи.
Публикую целиком отрывок из «Летописи по приходу села Бурлука, Казанской церкви, Саратовской епархии, Камышинского уезда», повествующий о событиях тех дней.
(При перепечатке текста оригинала мною незначительно исправлены знаки препинания, заменены или исключены буквы, вышедшие из оборота.)
«Село Бурлук неоднократно было истребляемо пожарами. Первый и самый опустошительный пожар, соединенный с грабежом был во время Пугачевского бунта. Об этом несчастии рассказывают следующее. Когда одна из шаек Пугачева приближалась к селу, многие из жителей скрылись в лесу, другие же, особенно старики принуждены были из страха встретить шайку, с хлебом и солью. Довольный таким приемом, начальник шайки целых трое суток пировал в доме одного почетнейшего крестьянина. Из Бурлука шайка отправилась в ближайшие Красноярские хутора, оставив свой обоз с разным награбленным имуществом на дворе крестьянина под прикрытием нескольких человек. По удалении шайки, крестьянин, у которого находился обоз, подпоив караульных, большую часть их добычи свез в лес, где и сам скрылся с своим семейством. Когда же возвратился начальник шайки в Бурлук и узнал о расхищении их обоза, приказал сжечь село. Эту обязанность принял на себя один из жителей села же Бурлука крестьянин Каракозов, еще прежде присоединившийся к шайке. Для этой цели он привязал к длинному шесту горящий полотняный холст и скакал с ним на лошади по улицам села, прикладывая горящий конец холста к соломенным крышам строений. Отчего почти разом загорелось все село. В страхе жители убежали в лес; имущество же их было разграблено шайкою. Злодей Каракозов по возвращении своем, когда уже был окончательно разбит Пугачев, получил достойную казнь. Жители общественным судом повесили его на обгорелых воротах его же собственного дома, а тело бросили в лес без всякого погребения».
Приведённый источник, повествующий о поведении крестьян во время нахождения бунтовщиков в селе, свидетельствует об отсутствии желания у населения сотрудничать с пугачёвцами. Цели бунтовщиков (пограбить) не отвечали интересам основной массы населения. Совсем другое дело, что некоторые из жителей решили воспользоваться ситуацией ради своёй наживы, правда, с печальным результатом в итоге.
Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2013.