Сведения о церкви в селе Бурлук.

Клировая ведомость о церкви в селе Бурлук.

Вниманию читателей, интересующихся историей села Бурлук, представляется документ «Клировая ведомость о церкви Казанской Божьей матери села Бурлука Камышинского уезда за 1892 год». Этот церковный источник приоткрывает исторический занавес над жизнью сельской приходской церкви в XIX веке. Данная информация существенно дополняет и конкретизирует некоторые сведения о селе, полученные из статистического труда «Списки населённых мест Российской империи» с данными за 1858 год.

(При перепечатке текста оригинала мною сохранена нумерация, стилистика изложения, знаки препинания, но заменены или исключены буквы, вышедшие из оборота. Пояснительный курсив – мой.)

«Ведомость о церкви»

Казанской Божьей матери села Бурлука Камышинского уезда за 1892 год.

  1. Построена в 1828 году усердием прихожан. В 1873 году трапеза распространена в ширину на 8, а в длину на 11 сажень с устройством новой колокольни тоже усердием прихожан. В 1873 году возведена была на степень самостоятельной.
  2. Зданием каменная с таковою же колокольнею.
  3. Престолов в ней два: в настоящей во имя Иконы Казанской Божьей матери, а в трапезе во имя Афонской Иконы Божьей матери, именуемой «Достоинство».
  4. Настоящая церковь холодная, а трапезная тёплая. Утварью достаточна.
  5. Штат причта (причт — штат священнослужителей и церковнослужителей храма, церкви, который зависит от количества прихожан) при сей церкви преемен (быть приемлемым, соответствовать, долженствовать) быть полный, а в 1853 году дьяконское место было закрыто; в 1873 году с возведением сей церкви на степень самостоятельной, при ней положено быть одному священнику и одному псаломщику.
  6. Земли при сей церкви под дворами причта в ширину 36 сажень, а в длину 22 сажени. Плана на дворовую землю нет. Пахотной и отмежёванной земли 49½ десятин. Выкопировка (копия) с плана на эту землю и выписка из межевой книги на эту землю хранятся в церкви. Причт пахотную землю сдаёт в аренду.
  7. Дома с надворными постройками у священника и псаломщика церковные и на церковной земле.
  8. На содержание причта положено из казны жалования 144 р. из коих священник получает 108 р. а псаломщик 36 руб.
  9. По договору с обществом крестьян села Бурлука, заключённому у Еланского нотариуса Протопопова в 1889 году декабря 16 дня №338 и причт получает на своё содержание от общества определённое ежегодное жалование: священник 600 руб., псаломщик 200 рубл. Всего 800 рублей, за каковое причт обязан бесплатно отправлять все требы, кроме соборования, служения молебнов и заупокойных литургий и не производить сборов хлебом зерном или печёным, ни какими либо другими продуктами сельского хозяйства.
  10. При сей церкви кроме каменной ограды, находятся следующие строения, деревянный крытый тёсом дом, в котором помещается земская школа, крытый обшитый тёсом сарай для дров и погребица с погребом.
  11. Домовой и приписной в сем приходе нет. (Имеется в виду челядь, прислуга, работники.)
  12. Расстоянием церковь от Консистории (Консистория — учреждение при архиерее по управлению епархией) в 180 верстах, а от млейшего (от слова «мало», ближайшего) благочинного (благочинный округ, помощник епископа надзирал за духовенством церквей данного округа) в 18 верстах.
  13. Ближайшие к ней церкви Сергиевская села Гнилого Протока в 5 верстах и Дмитриевская в сл. Мирошниковой в 8 верстах.
  14. Опись церковному имуществу в двух книгах, выданных из Саратовской Консистории, составленная в 1863 году хранится в целости.
  15. Приходно-расходные книги, выданные в 1889 году за шнуром (прошнурованные) и печатью Консистории хранятся в целости и ведутся надлежащим порядком.
  16. Копии с метрических книг 1781-1782 г. 1788, 1789 и с 1791- 1801 в одном экземпляре, с 1805-1863 в двух экземплярах, а с 1864 г. в одном экземпляре. (Метрические книги удостоверяли события крещения (рождения), венчания (брака), погребения (смерти).)
  17. 17. Копии с исповедных книг хранятся с 1801 – 1827 г. в одном экземпляре из коих за 1805, 1813 и1825 книг нет, с 1828 – 1862 в двух экземплярах, а с 1863 в одном экземпляре. (В исповедных (исповедальных) книгах перечислялись подворно все прихожане, кто и когда исповедовался, причащался, если не был давно на исповеди, то указывалась причина: отъезд, служба и пр.)
  18. В обыскной книге, выданной в 1885 году за скрепою и печатью Консистории писанных «179» листов и неписаных «58». (Обыскная книга – запись обыска (опроса, дознания) сведений о венчающихся на наличие препятствий для вступления в брак, а именно ФИО жениха и невесты, возраст, место жительства, сословие, вероисповедание, наличие родственных связей, препятствующих вступлению в брак, семейное положение, добровольное согласие на брак, вынесение решения священника о венчании, подписи венчающихся и поручителей. Книга являлась удостоверяющим документом при утере метрических книг.)
  19. Школа в приходе открыта в 1861 году священником Ильёю Мельцанским, а в 1869 году школа поступила в ведение земства, содержится школа прихожанами с вспомоществованием от земства; учитель в ней состоит дьяческий сын исключённый из Камышинского Духовного училища Алексий Беневоленский. Законоучителем приходской священник, обучается в ней мальчиков «40».
  20. Попечительство не открыто по нежеланию прихожан.
  21. Имеется церковная школа грамоты, помещается в наёмной квартире. Учителем в ней состоит приходской псаломщик. Законоучителем приходской священник. Содержится школа на церковныя средства. Учеников в ней мальчиков «12» девочек «13».
  22. Вероучительные собеседования с прихожанами открыто с 1-го июля 1890 года и ведутся по плану утверждённому Епархиальным начальством. (№9 Сар. Епарх. Вед. 1891года)

Как видно из данного документа церковь занималась не только исполнением обрядовой стороны религиозного культа, но и выполняла важную функцию записи актов гражданского состояния (п.п. 16, 18), а также являлась главным источником грамотности (п.п.19-21). Из источника видно, что на церковь возлагался тщательный контроль за морально-мировоззренческой стороной жизни крестьян (п.п. 17, 22). Вместе с тем, согласно этому документу, финансово-хозяйственная жизнь причта и общества имела юридические рамки (п.п. 6, 9,11). Жизнь и деятельность причта находилась под строгим надзором со стороны вышестоящих церковных органов. На это указывает как само наличие ведомости, так и подавляющее большинство её пунктов.
Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2012.

Вы можете оставить комментарий.


Выскажите своё мнение