Центром притяжения общественной и духовной жизни в селе Бурлук в XIX веке, безусловно, являлся храм. В обустройстве церкви принимало участие всё общество. От его достатка и лояльности к православной вере зависело и благосостояние храма. Этот пост поможет рассмотреть, насколько хорошо выглядела сельская церковь, и в какой мере нуждалось в ней население.
Описание церкви села Бурлук сохранилось благодаря небольшому количеству документов сохранившихся в архивах. При подготовке настоящей публикации были использованы: «Летопись по приходу села Бурлука, Казанской церкви, Саратовской епархии, Камышинского уезда» и клировые ведомости за 1867,1868 и 1892 годы.
(При публикации цитат текст источников осовременен: в источнике заменены или исключены буквы, вышедшие из оборота (i,ъ), незначительно добавлены знаки препинания.)
Когда впервые была построена церковь в селе — не выяснено. Известно только, что во время пугачёвского бунта в селе уже существовала деревянная церковь с колоколами и со штатом причта. Существует и свидетельство, что церковь в начале называлась Богородицкой, а с 1796 года стала называться в честь иконы Казанской Божьей матери. «Летопись…» повествует: «Первая церковь в селе была деревянная с крытою кругом галереею. Время основания её неизвестно. В 1815 году эта церковь распространена была крестообразно и нарублена выше, к ней пристроена была деревянная же колокольня. Во 1817 году церковь и все село сгорали до основания. Церковное имущество и некоторые иконы спасены были от пожара, из которых многое и до сего времени находится в употреблении».
После пожара сельским обществом было решено строить церковь кирпичную. Начало строительства относится к 1820 году. Церковь по проекту строилась сразу с колокольней. Покрыта была железной кровлей. В дальнейшем церковь продолжали расширять и облагораживать.
В «Летописи по приходу…» о строительстве и убранстве церкви рассказывается следующее.
«Приходской храм в селе Бурлук каменный; престолов в нём один во имя Казанская Божия Матери. Храм этот устроен иждивением прихожан в 1824 и 25 годах и освящён в 1826 году по благословению Пензенского Епископа Иринея. Храм и до настоящего времени находится в том же виде, в каком он был первоначально построен. Только в 1865 году на иждивение прихожан в пролетной арке колокольни устроены с обеих сторон деревянные створчатые двери и фонарь на настоящей церкви по гонту оббит картоном, а по углам в виде рам белою жестью и украшен живописными картинами.
Иконостас в церкви деревянный трехъярусный с живописными иконами. В 1832 году второй ярус иконостаса был дополнен двумя боковыми новыми квотами усердием церковного старосты крестьянина Семена Бочкарева.
В 1861 году за ветхостью этот иконостас был разобран, и вместо него устроен новый по тому же плану с небольшим изменением на иждивение прихожан. Иконы в иконостасе были вновь написаны масляными красками. На местную храмовую икону Казанской Божьей Матери в 1862 году усердием прихожан устроена серебряная вызолоченная риза весом в 14 фунтов, ценою (…).
За левым клиросом ныне находится во временном киоте икона Божией Матери «Достойно», к которой питают особенное уважение, как прихожане, так и жители окружных сёл. Икона эта хорошей Византийской иконописи, писана на Афонской горе; вышиною эта икона в 7½ четвертей, а шириною в 5 четвертей, писана на кипарисной доске. Эта икона, как видно из надписи на ней утвержденной Андреевского Афонского скита печатию, прислана в дар Бурлукской Казанской церкви в 1866 году Настоятелем Афонского Свято-Андреевского скита Феодоритом с братиею по усердию прихожанина крестьянина Ивана Гагарина. Внутренние стены в храм в 1865 году иждивением прихожан украшены хорошею на клею росписью.
Сосудов в храме два; оба серебряные вызолоченные, из коих один с прибором стоимость 550 золотников, куплен усердием прихожан в 1864 году у Московского фабриканта Сытова за 360 рублей серебром».
Сам храм просуществовал в неизменном виде до середины века. «Храм и до настоящего времени находится в том же виде, в каком он был построен, — говорится в летописи, — только в 1865 году на иждивение прихожан в пролётной арке колокольни устроены с обеих сторон деревянные створчатые двери, и фонарь настоящей церкви по гонту обит картоном, а по углам в виде рам белою жестью и украшен живописными картинами».
Из клировой ведомости за 1867 год известно, что «30 января усердием прихожан на две местные иконы устроены две, медные вызолоченные на гальванизме ризы с футлярами в 210 рублей серебром». Ведомость следующего 1868 года свидетельствует: «27 марта заштатный дьякон Иван Абрамов (ич) Попов при участии некоторых прихожан устроил на местную икону св. Иоанна Крестителя, что на левом клиросе, медную вызолоченную на гальванизме ризу с футляром, ценою в 80 рублей». Точное указание даты говорит не только о ценности непосредственно предметов культа, но и значимости самих моментов украшения церкви.
В церкви хранились мощи святых. В их числе были мощи Святого Модеста, патриарха Иерусалимского, Фотия, Параскевы, Михаила епископа, великомученика Георгия, Харлампия, Софии и Дмитрия.
Церковь в с. Бурлук неоднократно приходилось перестраивать и укреплять. В 1867 году сельским обществом было принято решение расширить церковь. Обращаясь к клировой ведомости за тот год, узнаём следующее.
«В продолжение зимнего времени прихожане очень усердно посещают храм но по маловместимости храма очень не многие могут участвовать при богослужении, особенно в праздничные дни. Поэтому прихожане общественным приговором (…) февраля положили распространить местный храм и устроить в нем другой предельный престол во имя уважаемой иконы «Достойно». Для этой цели положили 600 рублей сер., прежде ими назначенные на окраску и разделку под кирпич наружных стен храма и ограды употребить на распространение храма, как на более существенную нужду».
Клировая ведомость за 1892 год повествует, что «В 1873 году трапеза распространена в ширину на 8, а в длину на 11 сажень с устройством новой колокольни тоже усердием прихожан. В 1873 году возведена в степень самостоятельной». Документ прямо указывает на наличие в церкви уже двух престолов: «Престолов в ней два: в нестоящей во имя Иконы Казанской Божьей Матери, а в трапезе во имя Афонской Иконы Божьей матери, именуемой «Достоинство»», следом сообщается, что: «Настоящая церковь холодная, а трапезная тёплая. Утварью достаточна».
Со стороны сельского общества организация, сбор и контроль расходования средств возлагались на церковного старосту. «Летопись по приходу…» сохранила его имя: «Церковный староста Государственный крестьянин этого же села Ксенофонт Архипович Ноздренков. Служит с 1863 года». Как уже было упомянуто, жители находили в своих невеликих семейных бюджетах средства на содержание храма. После расширения храма в конце XIX – начале XX века в церкви продолжались работы. В 1899 году прихожане израсходовали из общественных сумм 600 рублей на роспись храма. В 1904 году сельчане выделили на ремонт церкви уже 3650 рублей.
Интерес представляет упоминание о наличии в прежние времена возле церкви кладбища: «Приходское кладбище находится вне села на горе между двумя оврагами. Ограды около него и строений на нем нет. Когда отведено было это кладбище неизвестно. Прежде кладбище было около приходской церкви, но когда оно закрыто, тоже неизвестно. Особенных памятников, как около церкви, так и на новом кладбище нет». Между тем, в отчёте настоятеля церкви И.А. Князевского за 1909 год при описании прицерковных захоронений говорится, что при церкви погребены священники Василий Иванович и Илья Васильевич Мельцанские, жена священника Ильи Васильевича Мельцанского Александра Игнатова, псаломщик Георгий Евстафиевич Луцкий.
Церковные документы дают полное представление о численности штата церкви села Бурлук. «Штат причта издавна был полный, а именно: Священник, Дьякон, Дьячок и Пономарь. В 1853 году, когда были введены нормальные штаты дьяконское место закрыто и только положено быть священнику, дьячку и пономарю». О именах духовных лиц, их отношениях с обществом рассказ будет идти отдельно.
В начале 30-х годов XX века храм был закрыт. В 1933 году (2 августа) церковь была переоборудована под Нардом. В последствие помещение использовалось под склад и в итоге, было разрушено. В настоящее время о церкви напоминает только сохранившееся фото 60-х годов.
Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2013.