Церковь села Бурлук.

Центром притяжения общественной и духовной жизни в селе Бурлук в XIX веке, безусловно, являлся храм. В обустройстве церкви принимало участие всё общество. От его достатка и лояльности к православной вере зависело и благосостояние храма. Этот пост поможет рассмотреть, насколько хорошо выглядела сельская церковь, и в какой мере нуждалось в ней население.

Описание церкви села Бурлук сохранилось благодаря небольшому количеству документов сохранившихся в архивах. При подготовке настоящей публикации были использованы: «Летопись по приходу села Бурлука, Казанской церкви, Саратовской епархии, Камышинского уезда» и клировые ведомости за 1867,1868 и 1892 годы.

(При публикации цитат текст источников осовременен: в источнике заменены или исключены буквы, вышедшие из оборота (i,ъ), незначительно добавлены знаки препинания.)

Когда впервые была построена церковь в селе — не выяснено. Известно только, что во время пугачёвского бунта в селе уже существовала деревянная церковь с колоколами и со штатом причта. Существует и свидетельство, что церковь в начале называлась Богородицкой, а с 1796 года стала называться в честь иконы Казанской Божьей матери. «Летопись…» повествует: «Первая церковь в селе была де­ревянная с крытою кругом галереею. Время основания её неизвестно. В 1815 году эта цер­ковь   распространена была   крестообразно и нарублена выше, к ней пристроена была деревян­ная же колокольня. Во 1817 году церковь и все село сгорали до основания. Церковное имущество и некоторые иконы спасены были от пожара, из которых многое и до сего времени нахо­дится в употреблении».

После пожара сельским обществом было решено строить церковь кирпичную. Начало строительства относится к 1820 году. Церковь по проекту строилась сразу с колокольней. Покрыта была железной кровлей. В дальнейшем церковь продолжали расширять и облагораживать.

Церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери села Бурлук

Здание церкви во имя иконы Казанской Божьей Матери села Бурлук в конце 60-х гг. XX в. Не задолго перед сносом.

В «Летописи по приходу…» о строительстве и убранстве церкви  рассказывается следующее.

«Приходской храм в селе Бурлук камен­ный; престолов в нём один во имя Казанская Божия Матери. Храм этот устроен иждивением прихожан в 1824 и 25 годах и освящён в 1826 году по благословению Пензенского Епископа Иринея. Храм и до настоящего времени находится в том же виде, в каком он был первоначально построен. Только в 1865 году на иждивение прихожан в пролет­ной арке колокольни устроены с обеих сторон деревянные створчатые двери и фонарь на настоящей церкви по гонту оббит картоном, а по углам в виде рам белою жестью и украшен живописными картинами.

Иконостас в церкви деревянный трехъ­ярусный с живописными иконами. В 1832 году второй ярус иконостаса был дополнен двумя боковыми новыми квотами усердием церковного старосты крестьянина Семена Бочкарева.

В 1861 году за ветхостью этот иконостас был разобран, и вместо него устроен новый по тому же плану с небольшим изменением на иждивение прихожан. Иконы в иконостасе были вновь написаны масляными красками. На местную храмовую икону Казанской Божьей Ма­тери в 1862 году усердием прихожан устрое­на серебряная вызолоченная риза весом в 14 фунтов, ценою (…).

Икона Казанской Божьей Матери.

Икона Казанской Божьей Матери.

За левым клиросом ныне находится во временном киоте икона  Божией    Матери «До­стойно», к которой питают особенное уважение, как прихожане, так и жители окружных сёл. Икона эта хорошей  Византийской иконопи­си, писана на Афонской горе; вышиною эта ико­на в 7½ четвертей, а шириною в 5 четвер­тей, писана на кипарисной доске. Эта икона, как видно из надписи  на ней утвержденной Андреевского Афонского скита печатию, присла­на в дар Бурлукской Казанской церкви в 1866 году Настоятелем Афонского    Свято-Андреевского скита Феодоритом с братиею по усердию прихожанина крестьянина Ивана Гага­рина. Внутренние стены в храм в 1865 го­ду  иждивением прихожан украшены хорошею на клею росписью.

Сосудов в храме два; оба серебряные вызолоченные, из коих один с прибором стоимость 550 золотников, куплен усердием прихожан в 1864 году у Московского фабрикан­та Сытова за 360 рублей серебром».

Сам храм просуществовал в неизменном виде до середины века. «Храм и до настоящего времени находится в том же виде, в каком он был построен, — говорится в летописи, — только в 1865 году на иждивение прихожан в пролётной арке колокольни устроены с обеих сторон деревянные створчатые двери, и фонарь настоящей церкви по гонту обит картоном, а по углам в виде рам белою жестью и украшен живописными картинами».

Из клировой ведомости за 1867 год известно, что «30 января усердием прихожан на две местные иконы устроены две, медные вызолоченные на гальванизме ризы с футлярами в 210 рублей   серебром». Ведомость следующего 1868 года свидетельствует: «27 марта заштатный дьякон Иван Абрамов (ич) Попов при участии некоторых прихожан устроил на местную икону св. Иоанна Крести­теля, что на левом клиросе, медную вызолоченную на гальванизме ризу с футляром, це­ною в 80 рублей». Точное указание даты  говорит не только о ценности непосредственно предметов культа, но и значимости самих моментов украшения церкви.

В церкви хранились мощи святых. В их числе были мощи Святого Модеста, патриарха Иерусалимского, Фотия, Параскевы, Михаила епископа, великомученика Георгия, Харлампия, Софии и Дмитрия.

Церковь в с. Бурлук неоднократно приходилось перестраивать и укреплять. В 1867 году сельским обществом было принято решение расширить церковь. Обращаясь к клировой ведомости за тот год, узнаём следующее.

«В продолжение зимнего времени прихожа­не очень усердно посещают храм но по маловместимости храма очень не многие могут участвовать при богослужении, особенно в празд­ничные дни. Поэтому прихожане общественным приговором (…) февраля положили распространить местный храм и устроить в нем другой пре­дельный престол во имя уважаемой иконы «Достойно». Для этой цели положили 600 руб­лей сер., прежде ими назначенные на окраску и разделку под кирпич наружных стен хра­ма и ограды употребить на распространение хра­ма, как на более существенную   нужду».

Клировая ведомость за 1892 год повествует, что «В 1873 году трапеза распространена в ширину на 8, а в длину на 11 сажень с устройством новой колокольни тоже усердием прихожан. В 1873 году возведена в степень самостоятельной». Документ прямо указывает на наличие в церкви уже двух престолов: «Престолов в ней два: в нестоящей во имя Иконы Казанской Божьей Матери, а в трапезе во имя Афонской Иконы Божьей матери, именуемой «Достоинство»», следом сообщается, что: «Настоящая церковь холодная, а трапезная тёплая. Утварью достаточна».

Икона "Достойно есть" или "Достоинство".

Икона «Достойно есть» или «Достоинство». Икона прислана в дар Бурлукской Казанской церкви в 1866 году Настоятелем Афонского Свято-Андреевского скита Феодоритом. (На фото представлен один из возможных списков иконы.)

Со стороны сельского общества организация, сбор и контроль расходования средств возлагались на церковного старосту. «Летопись по приходу…» сохранила его имя: «Церковный староста Государственный крестьянин этого же села Ксенофонт Архипович Ноздренков. Служит с 1863 года». Как уже было упомянуто, жители находили в своих невеликих семейных бюджетах средства на содержание храма. После расширения храма в конце XIX – начале XX века в церкви продолжались работы. В 1899 году прихожане израсходовали из общественных сумм 600 рублей на роспись храма. В 1904 году сельчане выделили на ремонт церкви уже 3650 рублей.

Интерес представляет упоминание о наличии в прежние времена возле церкви кладбища: «Приходское кладбище находится вне села на горе между двумя оврагами. Ограды около него и строений на нем нет. Когда отведено было это кладбище неизвестно. Прежде кладби­ще было около приходской церкви, но когда оно закрыто, тоже неизвестно. Особенных памятников, как около церкви, так и на новом кладбище нет». Между тем, в отчёте настоятеля церкви И.А. Князевского за 1909 год при описании прицерковных захоронений говорится, что при церкви погребены священники Василий Иванович и Илья Васильевич Мельцанские, жена священника Ильи Васильевича Мельцанского Александра Игнатова,  псаломщик Георгий Евстафиевич Луцкий.

Церковные документы дают полное представление о численности штата церкви села Бурлук. «Штат причта издавна был полный, а именно: Священник, Дьякон, Дьячок и Поно­марь. В 1853 году, когда были введены нор­мальные штаты дьяконское место закрыто и толь­ко положено быть священнику, дьячку и поно­марю». О именах духовных лиц, их отношениях с обществом рассказ будет идти отдельно.

В начале 30-х годов XX века храм был закрыт. В 1933 году (2 августа) церковь была переоборудована под Нардом. В последствие помещение использовалось под склад и в итоге, было разрушено. В настоящее время о церкви напоминает только сохранившееся фото 60-х годов.

Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2013.

Вы можете оставить комментарий.


Выскажите своё мнение