Священники и церковнослужители села Бурлук.

Пост посвящён именам священнослужителей церкви во имя Иконы Казанской Божьей Матери села Бурлук. Вместе с тем будет упомянуто много лиц духовного звания окрестных населённых мест.

Весьма сложно восстанавливать исторические факты и события спустя годы. Спустя десятилетия стираются и имена. Что уж говорить о столетиях! Как известно, историю церкви советский период дополнительно покрыл толстым слоем пепла. Поэтому в архивах порой не сохранилось даже важных метрических записей, осуществлявшихся церковными служителями. В таких условиях каждый сохранившийся факт имеет весомую историческую ценность. Свидетельства, дошедшие до наших дней, «освободили» от «вековой архивной пыли» следующие имена священников и церковнослужителей села Бурлук:

Нашему современнику эти имена по большому счёту ни чего и не о чём не говорят. Это так, да, не совсем. Священники были для своего времени людьми образованными. Если раньше благодаря их деятельности современники получали элементарные знания, то сегодня благодаря церковным записям историки черпают сведения о прошлом.

В частности о священнике Василии Ивановиче Мельцанском известно, что он был основателем церковно-приходской школы в селе Бурлук. Кроме того сохранилось описание археологических памятников окрестностей села Бурлук, сделанное о. Василием Мельцанским по инициативе преосвященного архимандрита Иакова епископа Саратовского и Царицынского. Благодаря записям сына о. Василия священника Ильи Мельцанского до нас дошла «Летопись села Бурлук…».

Лица, давно ставшие историей, продолжают жить в потомках. С одной стороны, упомянутые священники, были современниками наших прародителей и так или иначе влияли не только на их мировоззрение, но и на формирование нравственных начал, что отозвалось в последующих поколениях. С другой стороны, прямое «отражение» этих священников – их дети и потомки были и остаются нашими современниками.

Немым свидетелем этого факта стала чудом сохранившаяся фотография похорон священника села Бурлук Ивана Андреевича Князевского у его родственников. Исследование истории снимка и лиц, запечатлённых на фото, напомнили некоторые фамилии, тесным образом связанные с Бурлуком и ближайшей округой из недалёкого прошлого. Многие из детей упоминаемых священников оставили добрый след в памяти людей.

Похороны священника в Бурлуке в 1915 г

1915 год. Похороны священника Князевского Ивана Андреевича в с. Бурлук.

Данное фото запечатлело сельскую похоронную процессию. На обратной стороне снимка сохранилась надпись «1915 г. похороны Князевского Ивана Андреевича». Событие относится к началу декабря 1915 года.

Князевский Иван Андреевич (22.05. 1870 – 04. 12. 1915) родился в с. Морец в семье священника. Имел «за плечами» Камышинское духовное училище и Саратовскую духовную семинарию. С 1895 года поступил в служение. Вначале, с 11 апреля 1895 занял  место диакона Владимирской (Маминской) церкви Саратова. Затем, а с 06 сентября 1897 года до самой смерти был настоятелем Казанской церкви села Бурлук Камышинского уезда. Похоронен Иван Андреевич Князевский в ограде бурлукской церкви. У Ивана Андреевича и его жены Серафимы Кузьминичны (Вихровой) было трое детей.

Фотография похорон примечательна тем, что на ней сохранилось большое число лиц из клира Саратовской епархии. Известно, что погребение 7 декабря совершал благочинный священник Павел Нарышкин, священники: Михаил Рождественский, Михаил Седенко, Аркадий Князевский, Григорий Добринский, Сергей Белов, Александр Лебедев; диакон Александр Макаровский; псаломщик Дмитрий Владыкин. Присутствовали и другие духовные лица.

В процессии в основном принимали участие священнослужители приходов округи. Посмотрим на духовенство.

На переднем плане, слева — диакон Крестовоздвиженский, справа — о. Макаровский. Диакон Крестовоздвиженский Евгений Иванович был из семьи священника. Некоторое время работал учителем народного училища, а потом пошёл по стопам своих предков: псаломщиком Троицкой церкви села Чибирлея Кузнецкого уезда, затем диаконом Казанской церкви села Бурлука Камышинского уезда (25 февраля 1906 — 30 ноября 1916), диаконом Михаило-Архангельской церкви слободы Саламатиной Камышинского уезда. Диакон Александр Иванович Макаровский служил в Христо-Рождественской церкви села Нижней Добринки Камышинского уезда с 16 сентября 1899 года — псаломщиком, а 19 февраля 1915-го назначен диаконом.

Далее, на фото — высокий, начинающий седеть священник в камилавке с наперсным крестом в руках — местный благочинный П. Д. Нарышкин. Павел Дмитриевич Нарышкин родился 15 января 1871 года в семье диакона села Переезда Аткарского уезда. После окончания Саратовской духовной семинарии, в 1891 году стал псаломщиком Покровской церкви села Чернавки Балашовского уезда. Став священником, последовательно был настоятелем трёх церквей: Покровской села Горюш Хвалынского уезда (с 3 июня 1892 года), Димитрие-Солунской села Смородина Камышинского уезда (с 21 августа 1896 года), а 1 февраля 1916 года занял место умершего о. Князевского в Бурлуке. Священник П. Д. Нарышкин с женой Софьей Александровной (Надеждинской) имели пятерых детей.

За Нарышкиным стоит псаломщик Д. Г. Владыкин. Димитрий Григорьевич Владыкин родился 17 мая 1871 года в селе Поповом Враге Сердобского уезда в семье священника. Окончив Балашовское духовное училище, последовательно занимал два псаломщических места: в Покровской церкви села Жирного Камышинского уезда (город Жирновск) (5 февраля 1891 — 13 мая 1899) и в Казанской церкви села Бурлука (13 мая 1899 до закрытия церкви). В семье Григория Ивановича и Татьяны Андреевны (родная сестра священника И. А. Князевского) было много детей, но до взрослых лет дожило четверо. При советской власти две дочери (г. Сталинград) и сын (заведующий Новорепинским РОНО, погиб на фронте) работали учителями.

Пожилой священник на фото с Евангелием в руках Косма (Кузьма) Фёдорович Вихров – тесть покойного И.А.Князевского. Сын церковнослужителя. После окончания Балашовского духовного училища псаломщик-миссионер Иоанно-Предтеченского собора Вольска, иподиакон-диакон Александро-Невского кафедрального собора Саратова, настоятель Вознесенской церкви села Корякина Аткарского уезда, настоятель Успенской церкви села Потьмы Балашовского уезда.

У изголовья покойного, вероятно, находится брат покойного — священник села Банного Камышинского уезда Василий Андреевич Князевский, а, возможно, священник слободы Мирошниковой Камышинского уезда Феодор Иванович Залетаев, женатый на Ольге Николаевне Князевской. Что касается остальных участников траурной процессии, то вероятность точного определения лица не велика. Тем не менее, продолжим разговор о церковнослужителях, запечатлённых на фото и указанных среди лиц, принимавших участие в похоронах..

Священник Аркадий Николаевич Князевский родился в селе Судачьем Аткарского уезда. Учился в Саратовской духовной семинарии, после стал учителем в селе Грязнухе Камышинского уезда, вскоре – псаломщиком, потом священником. За свою жизнь он перебывал в разных приходах на разных должностях — начал псаломщиком Димитрие-Солунской церкви Камышина и закончил настоятелем Троицкой церкви слободы Красного Яра Камышинского уезда. У Аркадия Николаевича и Любови Яковлевны было десять детей. Все дети получили хорошее образование (окончили академии, консерватории, училища). Известно, что одна из дочерей работала учительницей в слободе Слюсаревой Камышинского уезда, другая – в слободе Красный Яр Камышинского уезда, третья – Нина Аркадьевна стала известной художницей.

Священник Григорий Михайлович Добринский из духовного звания. По окончании Саратовской духовной семинарии он был учителем сельской школы слободы Лемешкиной Камышинского уезда, затем псаломщиком Николаевской церкви слободы Трёх Островов (Самойловки) Балашовского уезда, настоятелем Покровской церкви села Георгиевки Аткарского уезда, помощником настоятеля Троицкой церкви слободы Лемешкиной Камышинского уезда, и впоследствии настоятелем Сергиевской церкви села Берёзовки Камышинского уезда. У Г. М. Добринского было четверо детей, из которых ещё до революции Екатерина была фельдшером в больнице села Верхней Добринки Камышинского уезда, Надежда — фельдшером в селе Ключах Саратовского уезда.

Священник Михаил Гаврилович Седенко окончил Саратовскую духовную семинарию, с 3 июня 1915 года он был настоятелем Сергиевской церкви села Гнилого Протока Камышинского уезда, где прослужил два с половиной года, а в конце 1917-го перешёл в Кубанскую епархию.

Священник Сергий Андреевич Белов, сын псаломщика Крестовоздвиженской (Казачьей) церкви Саратова. По окончании Саратовской духовной семинарии 10 ноября 1901 года назначен настоятелем Николаевской церкви села Лопуховки Камышинского уезда. У Сергея Андреевича и Клавдии Георгиевны (Разумовской) было пятеро детей. Двое из них стали учителями. Дмитрий был директором школы в посёлке Красный Яр Жирновского района. Белов Виктор Сергеевич всю свою жизнь он прожил в селе Бурлук. Участник Великой Отечественной войны. Преподавал в Бурлукской средней школе химию и НВП. Был классным руководителем моего класса.

На похоронах присутствовал ещё один священник из Лопуховки. Священник Александр Иванович Лебедев сын священника. Настоятель Михаило-Архангельской церкви села Лопуховки Камышинского уезда (15 февраля 1905 — после 1913)

Священник Михаил Иванович Рождественский родом из села Потьма Балашовского уезда. Окончив Саратовскую духовную семинарию, был назначен диаконом Успенской церкви слободы Рудни Камышинского уезда, затем настоятелем Казанской церкви села Зиновьевки Петровского уезда. С 1900 года был Камышинским уездным наблюдателем церковных школ. У Михаила Ивановича и Ольги Александровны (Родионовой) было двое детей.

Таким вот образом, благодаря столетней, чудом сохранившейся, фотографии мы помянули как давно забытые имена, так и имена, недавно ушедших от нас, наших современников.

Как следует из небогатых архивных источников и из народной памяти, многие священники и их дети оставили о себе добрый след в памяти обществ. Дальнейший рассказ о сельской церкви и священнослужителях продолжит тема, о взаимоотношениях сельского общества и причта в те далёкие времена.

P.S. Фото и материал для поста предоставлены потомками Князевских и Владыкиных. Для контакта с ними адрес имеется на сайте. Рерайт статьи «Лица из прошлого», Бондарь С.А., Пойлова И.И., «Нижне-Волжского исторического сборника Царицынского Генеалогического Общества», выпуск №5, Волгоград, 2012.

Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2013.

 

Вы можете оставить комментарий.


12 комментариев to “Священники и церковнослужители села Бурлук.”

  1. olga:

    Сергей Николаевич, огромное спасибо за то что занимаетесь историей нашего села. Очень интересные факты прочла. А то что Белов Виктор Сергеевич был и нашим современником делает все события боее близкими и понятными.

  2. ирина:

    Уважаемый Сергей Николаевич!Огромное Вам спасибо за кропотливо собранный материал о священниках села Бурлук и замечательную статью! Благодаря Вам я, совершенно случайно зайдя на Ваш сайт, встретила фамилию своего прадеда Князевского Василия Андреевича, узнала о его брате Иване Андреевиче и их сестре Татьяне Андреевне. Восстанавливать память о моем прадеде очень трудно, т.к. в 1918 году он был расстрелян,а его жена Муромская Лидия Михайловна в 1930 году умерла с голоду. Их дети выжили, среди них и мой дед по линии мамы Князевский Виктор Васильевич, но он практически ничего не рассказывал ни о своем детстве, ни о родителях и родственниках. Сейчас по крупицам пытаемся восстановить свою родовую память.
    Ваша статья написана с большим уважением к этим людям, она содержит много интересных фактов. Кстати, моя мама,Трифонова (Князевская) Лариса Викторовна тоже учитель (более того, Заслуженный учитель РСФСР), и я учитель. Это к тому, что среди потомков названных вами священников немало учителей.
    Еще раз, низкий Вам поклон за Ваши труды! Спасибо!
    Прочитала некоторые Ваши рассказы. Когда читала «Одиннадцатый» — плакала. Очень ярко написано. Невозможно читать равнодушно. Ведь все это было, было… Вот и моя прабабушка Лидия умерла от голода, оставшись без мужа с пятью детьми. Какие судьбы, какое время…

  3. Ираида Ивановна:

    Уважаемый Сергей Николаевич!
    С большим удовольствием и интересом прочитала Вашу статью. Ваша тема мне близка и дорога. Я занималась восстановлением родословной своей семьи, в которой было много священнослужителей (34 фамилии) Написала книгу. Попутно собрала большой материал о священнослужителях и разместила на сайте с той целью, чтобы помочь людям найти свои корни и чтобы люди помнили тех, кто был до нас, созидал и сеял добро. (Постоянно дополняю его и корректирую) Перечисленные Вами фамилии мне все знакомы. Мной собран о них материал. Может быть, Вы дополните свою информацию — посетите мой сайт //www.lezhnina.webnode.ru.
    Мой предок Максим Еремеев Лебедев начинал свой служебный путь с Бурлука.
    С уважением Ираида Ивановна.

    • Спасибо за оценку поста. Очень приятно встретить потомков людей, каким-то образом связанных с историей своей малой Родины. Информацию с Вашего сайта (полный пофамильный список священников Саратовской епархии), я считаю, очень ценной для людей, занимающихся своей родословной историей.

  4. Алексей:

    Уважаемый Сергей Николаевич!
    А нельзя ли получить эту фотографию в большем, чем на сайте, размере?

  5. Елена Николаевна:

    А есть ли какие-либо сведения о Белове Сергее Андреевиче — как сложилась его жизнь после революции? Есть в Рудне одна легенда об отце Сергии, но кто это человек, неизвестно. А среди имен священослужителей Руднянского района того времени Сергий только один.Хотелось бы уточнить факты.

    • Белов Сергей Андреевич до конца жизни проживал в с.Лопуховке. Умер перед войной (репрессирован не был). Был похоронен возле церкви, затем перезахоронен на общем кладбище с. Лопуховки. Его супруга Клавдия Георгиевна с конца 40-х годов проживала в семье сына, похоронена в с.Бурлук в 50-х гг..

  6. Ирина:

    Сергей Николаевич, а были ли в селе жители с фамилией Бурлуцкие?

    • Такая фамилия в прошлом веке не упоминались. Судя по суффиксу (цк) фамилия более свойственна малороссам, а у нас москали.

Выскажите своё мнение