Фальсификация мёда.

Проблема фальсификации мёда.

Фальсификация мёда имеет давние корни. Осознание людьми ценности мёда всегда вызывало спрос на него. Вследствие этого находились желающие «погреть руки» на «сладком» всегда. Особенно сильно это явление получило развитие в ХХ веке с развитием промышленного производства сахара. Жульничество с мёдом к настоящему времени имеет признаки: как обмана, так и мошенничества.

Отдельные вопросы проблемы фальсификации мёда я уже рассматривал в ряде статей. В работе «Как проверить качество мёда?» обращалось внимание на некоторые виды подделок и указывалось, что выявить фальсификат в домашних условиях сложно, а в большом количестве случаев практически невозможно. О маркетинговой (ассортиментной) фальсификации мёда (или обмане покупателей) на сайте имеется статья «Существующий мёд, которого не существует». Здесь вообще без знания ботаники, ты —  не жилец. В другой статье рассказывается о присвоении (краже) названий составных продуктов, включающих мёд и являющихся торговыми марками известных компаний. (Причём, у мошенника продукт может быть каким угодно, состоять из чего угодно, зато название — брендовое.)

С какими ещё видами фальсификации мёда может столкнуться покупатель?

Разновидности фальсификации мёда.

Кроме названных, следует выделить три группы фальсификатов, имеющих отношение непосредственно к продукту (мёду) и распространенных в настоящее время на рынке мёда.

1.Замещение кормовой базы.

2.Изменение качества натурального продукта:

а) неправильная термическая обработка;

б) купажирование с понижением качества,

в) порча продукта (мёда):

1. добавление посторонних веществ;

2. добавление посторонних веществ опасных для здоровья (вредных красителей, ароматизаторов, загустителей и пр.).

 

3. Изготовление подделки:

а) новодел без участия пчёл без вредных для здоровья последствий;

б) новодел без участия пчёл с вредными для здоровья последствиями.

 

Замещение кормовой базы.

Под замещением кормовой базы понимается скармливание пчёлам сахара (сиропа), патоки и прочих компонентов и отходов пищевого промышленного производства. В мёде, полученном подобным способом, не будет содержаться весь комплекс полезных веществ (микроэлементов, витаминов, кислот и пр.), из-за которых мёд в первую очередь ценится. Такую фальсификацию мёда невозможно выявить в домашних условиях. По внешнему виду такой мёд будет выглядеть как натуральный как в откачанном состоянии, так и в сотах. Подобный способ фальсификации мёда применятся в случае недостаточной обеспеченности местности высокопродуктивными медононосами.

Изменение качества мёда.

Изменение качества мёда подразумевает, что с мёдом что-то сотворили, изменив его свойства.

Нарушение технологии обработки мёда.

Самым распространённой манипуляцией является подогрев мёда. Такое действие, как правило, бывает обусловлено всего лишь желанием побыстрее извлечь мёд из посудины. Однако не всегда соблюдаются температурные пределы, что приводит к перегреву мёда, а так как в этом случае многие вещества теряют свои свойства, то итогом соответственно станет порча продукта.

Другая сторона вопроса заключается в том, что перегрев мёда приводит к изменению внешнего вида (он становится темнее), вязкости, вкуса, что в итоге приводит к тому, что такой мёд получает эксклюзивное «звонкое» название (маркетинговая (ассортиментная) фальсификация) и добавочную стоимость, а всё вместе — это уже обман.

Купажирование.

Купажирование с понижением качества мёда.

К понижению качества мёда может привести его купажирование. Если к сорту мёда, пользующемуся спросом добавить какой-либо другой, имеющий не высокую цену, то в итоге получим мёд с ароматом одного, но качествами другого. Например, небольшая часть гречишного мёда, смешанного с мёдом подсолнечным, изменит цвет и перебьёт вкус и аромат мёда с подсолнечника, вместо одного товара покупатель получит совсем другой. В таком случае следует указывать в данном мёде все медоносы. Если же вслед за купажированием последует присвоение мёду названия гречишный, с повышением цены, то это будет обманом с признаками мошенничества.

Купажирование с повышением качества мёда.

По большому счёту купажирование разных сортов мёда – это большое благо. Таким образом, в одном сорте достигается концентрация значительного количества разнообразных микроэлементов, огромного количества ароматических веществ и прочего. От такого мёда будет значительно больше лечебной помощи и пользы. Раньше купажирование практиковалось именно с этой целью. Покупатель ориентировался на аромат и прочие вкусовые качества продукта.

Фальсификация с порчей продукта.

Порча продукта (мёда) может произойти как без умысла, так и намеренно.

Неумышленная порча мёда.

Без умысла допустить порчу мёда можно пренебрегая знанием свойств и правилами хранения мёда. Например, при неплотно закрытой посуде мёд может вобрать в себя повышенную атмосферную влажность и стать жиже, а то и закиснуть, либо «подцепить» посторонние резкие запахи, в том числе и «благовонья» ГСМ и бытовой химии.

Умышленная порча мёда.

Другое дело, когда мёд портится умышленно. Делается это опять же с целью ассортиментной фальсификации – сделать мёд, какого ни у кого нет.

Добавление продуктов не опасных для здоровья.

С этой целью в мёд добавляются в первую очередь вещества изменяющие вкус и запах. Ароматизаторами могут выступать как обычные пряности, так и ингредиенты пищевого назначения промышленного происхождения. Качество мёда, подвергнутого таким манипуляциям, сильно-то не испортишь, но цену заплатишь приличную.

Создание опасного для здоровья продукта.

Гораздо хуже и опаснее когда в мёд подмешиваются синтетические вещества и ингредиенты как пищевого, та и непищевого назначения (ароматизаторы, подсластители, красители, загустители и пр.). Такого подвоха для своего организма покупатель ни как не ожидает, ведь мёд покупается с целью поддержания здоровья. Часто встречающимися случаями стали: добавление ментола, чтоб мёд был с холодком, хвойного экстракта, чтоб стал «таёжным», жидкого цикория с перцем, чтоб стал «каштановым» и подобное. Не удивительно, что в последнее время появился мёд зелёной, голубой, марковной и других неестественных для мёда расцветок. Такие действия можно квалифицировать и как обман покупателя, и как мошенничество, так как за мёд выдаётся товар, отличающийся иными от мёда свойствами (с отсутствием лечебных свойств).

Изготовление подделки.

Последняя группа фальсификата — изготовление подделки относится к мошенничеству и является наиболее вредной и опасной. В данном случае название «мёд» получает продукт, который им ни когда не был. Это может быть пищевое изделие, произведённое на основе сахара с добавлением  других пищевых продуктов (желатин, ароматизаторы, красители и прочее). К настоящему времени известные знающему покупателю старые способы фальсификации мёда (те же крахмал, мел или песок и пр.) давно уже выбыли из арсенала злоумышленников. На то имеется богатый ассортимент современных средств. Подобное «творение» изготавливается «на кухонной плите» и к пчёлам отношения не имеет. Таким образом, под названием «мёд» выступает некое кондитерское изделие или напиток. Так как оное «пчеловодство» ни как не контролируется, то при приготовлении субстрата вполне возможно использование каких угодно ингредиентов (имеется в виду как пищевая, так и бытовая химия), что порой и несёт в себе опасность не только для здоровья, но и для жизни.

Маркетинговая фальсификация мёда.

В настоящее время покупатели повально увлечены редкостными наименованиями мёда. Как результат – на рынке появляются эксклюзивные названия сортов мёда у обычного купажа (маркетинговая (ассортиментная) фальсификация). Покупатель же вообще не представляет и не понимает – может ли существовать мёд с указанным на этикетке названием в природе или нет.

Будьте, бдительны, покупая мёд у незнакомых людей!

Иные продукты.

Отдельно следует обратить внимание на медовые продукты питания, имеющие в своём составе мёд, но по существу являющиеся новым продуктом (не фальсификатом, а именно иным продуктом):

а) искусственный мёд;

б) мёд с продуктами пчеловодства;

в) мёд с продуктами питания;

г) мёд с лекарственными растениями.

По каждому из указанных видов на сайте имеется или в скором времени будет опубликована отдельная статья.

Поможет сориентироваться на рынке мёда и дополнительная информация об одном из веяний последних лет в торговле мёдом — крем-мёде.

Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2012.

Вы можете оставить комментарий.


Выскажите своё мнение