Майский мёд 2012. «Сумасшедшая весна».

Майский мёд 2012. «Сумасшедшая весна».

Продолжим описание весенних медосборных условий. В 2012 году сбор майского мёда сложился, так же как и в предыдущем году, не «сахарным». Хотя погодные условия весной бывают всякие, но катаклизм, случившийся в апреле этого года, явился совсем уж неожиданным. По температурным параметрам он вышел диаметрально противоположным году 2011. Парадокс ситуации заключается и в том, что, пожалуй, никогда ещё весной не было столь положительных погодных условий для развития пчелиных семей, и ни когда они не сказывались столь отрицательно на медосборе майского мёда. Во всяком случае, ни я, ни старожилы такой «противоречивой» весны (в плане пчеловодства) не припомнили.

Весеннего тепла мы всегда ждём с нетерпением, его считаем благом. Однако жара не подходит для растений не только летом, но и весной. Это обстоятельство и оказало решающее воздействие на ход развития флоры в этом году. Сначала температура как «с цепи сорвалась». Затем «в погоню за ней бросились» все растения. В этом сумасшедшем природном ритме пчеловоду надо было только успевать поворачиваться.

Апрель 2012 года в нашей местности выдался не то что тёплым, а скорее жарким. В отдельные дни на севере области термометр показывал + 34˚C. Цветение проходило бурно. Причём на большинство растений такой температурный режим имел негативное влияние. Например, если в обычный год в апреле ива (верба и бредина) две-три недели обеспечивает бесперебойное снабжение пчёл пыльцой (так необходимой для воспитания расплода), то тут ива не продержалась и недели. Все весенние первоцветы буквально промелькнули перед глазами. Гусиный лук то ли был, то ли не был? Приятные глазу весенние «колокольчики» — рябчик русский, тюльпан Биберштейна «уложились» практически в три дня. Быстро на песках «отстрелялся» и прострел. Фактически такой же период цветения был и у фруктовых деревьев. Груши, яблони – три дня и их нет (им ещё и ветер помешал). «Улетели» одуванчики. «Все промелькнули перед нами, все побывали тут». Единственно кто «радовался», так это тёрн.

Тёрн цветёт.

Молоденькие кусты тёрна в цвету.

Это была его «температурка». В прежние годы я не замечал на нём большого количества пчёл, а тут они полакомились «от души».

Неприятность скоротечности цветения усугубилась и его сверхранним началом. После того, как все первоцветы сократили срок цветения, остальные растения «подстроили» начало своего цветения и сдвинули его недели на две вперёд. Что и говорить, если в обычный год на последний звонок ребятишки несут букеты сирени, то в этом году она 6 мая уже доцветала.

Со своей стороны природа смогла подготовиться к жаркой весне и лету только в пойменных местах. Об этом можно было судить по мощным кистям и бутонам у черноклёна и липы. (Лес за счёт паводковых вод пару недель находился в воде и получил добрый запас влаги. Причём вода была пришлая (саратовская), своих вешних вод, добром и не видели.) В остальных местах, хотя, казалось, и снега было много, почва влаги не запасла. Это вдобавок к тому, что аномально сильные для области зимние морозы (в низинных местах градусники фиксировали – 47 — 48˚C) уже заранее нанесли «превентивный удар» по медоносам.

Такие превратности весенней погоды и соответствующая реакция природы сказались на развитии пчелосемей и медосборе.

С одной стороны высокая температура и цветение разнообразных медоносов провоцировали семьи на развитие. Растения в достатке снабжали пчёл разнообразной пыльцой, что стимулировало накопление расплода. Не было каких-то перебоев в цветении между одними и другими медоносами. Пчёлы практически не затрачивали сил на обогрев гнезда и расплода. Не было и перерывов в лётной активности пчёл из-за возвратных холодов или ненастий. В результате семьи обновились пчёлами (при выставке из омшаника (4 апреля) уже имелось по 4 – 5 рамок расплода) и очень быстро стали наращивать «живую массу». В мае мне случилось поймать чужой рой.

С другой стороны скоротечность цветения медоносов и сдвиг начала цветения на две недели раньше нанесли удар по медосбору. Если в случае с первоцветами – их роль существенна в обеспечении пыльцой, и они свою роль выполнили сполна (даже с учётом короткого срока цветения каждого вида растений), то фруктовые насаждения – это предтеча майского мёда. В этом году фруктовые деревья зацвели в апреле (это на севере области), чего от них ни кто не ожидал, и отцвели быстро. Основной медонос – черноклён (пакленник) тоже отличился ранним началом и скоротечностью цветения (десять дней).

Цветущий черноклён.

Кусты черноклёна благоухают ароматом.

Сам он был хорош — количество бутонов в кисти и их насыщенность находились на должном уровне (про состояние леса я указал выше). Получилось, что для полной готовности семей к медосбору (выхода на полновесных два корпуса) не хватило тех самых полутора – двух недель на которые раньше началось цветение основных медоносов. Огромная масса молодых пчёл должна бы была как раз выходить к началу и в течение медосбора, и тем самым и место под мёд освободить, и самим поработать. Вышло же, что они «не успевали». В течение медосбора ощущался их недостаток. Поэтому пришлось ограничить постановку лишних рамок и под мёд, и под расплод (про компактность гнезда в подобных случаях я уже говорил, например, здесь). Кроме того значительная часть рамок была занята этим, «опоздавшим» к медосбору, расплодом. В результате из-за сверхраннего начала цветения пчеловоды понесли значительные потери в получении майского мёда.

В дополнение к этому высокая температура воздуха продержалась и весь май, продолжая «поджаривать» флору. (Особенно «досталось» акации – недели не продержалась.) Тем самым не только сократились сроки цветения растений, но и значительно уменьшилось количество выделяемого ими нектара. Не ахти, какой взяток грозился «оборваться» каждый день, что в принципе и случилось. Досадно. (Но что ж сделаешь, у погоды «свои тараканы в голове».)

До настоящего года мне ни когда ещё не приходилось откачивать мёд в мае. Самый ранний срок (3 июня) был в 2010 году. Обычно качка проходит в рамках с 6 по10 число. Самый поздний срок начала отбора майского мёда в моей практике был 16 июня (задержка вышла из-за дождей). В настоящем же году уже в начале 20-х чисел мая мёд был отобран. Как минимум для последних сорока лет (куда «добила» память «древних» пасечников) это архи исключительный феномен для нашей местности.

P.S. Похоже, что «сумасшедшими» в этом году выдались не только весна, но и лето. Липа зацветает у нас в середине 20-х чисел июня. В этом году пчёлы «потянули» липовый нектар уже 05 июня (разница – три недели). Однако к сверхраннему сбору с липы пчёл было «пруд пруди», но это уже «другая история». На время написания статьи природа выглядит как в середине августа. Впереди ещё июль и сам август. Чего ожидать дальше?
Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2012.

Вы можете оставить комментарий.


One Response to “Майский мёд 2012. «Сумасшедшая весна».”

  1. pchelowood:

    Этот год своими и зимой, и весной, и летом всех удивил.

Выскажите своё мнение