«АК РФ, УК РФ и обман покупателей».

АК РФ, УК РФ и обман покупателей

В настоящее время в торговой практике самым распространённым способом «выгребания» денег из карманов покупателей является обычный обман. Не является исключением и торговля мёдом. Причём обман касается практически «всего и вся» в размере от копейки и выше. Правовая база защиты прав и законных интересов потребителей содержится в Законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 5 декабря 1995г. (СЗ РФ, 1996, No.3, ст.140). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. В случае нарушения прав не всегда, конечно, потребитель готов отстаивать свои интересы. Поэтому «копейки» часто «спускаются с рук». Однако мало кто знает, как из покупателей, так и из продавцов (ими сейчас стали практически все), что в Административном и Уголовном кодексах имеются статьи, которые вот эти самые «копейки» охраняют очень строго. Достаточно указать правоохранительным органам на нарушение и «колесо правосудия» закрутится и без вашего участия. Может и медленно, но это уже другая тема.

Плакат с продавцом

От советских времён остались лишь добрые напутствия.

Обман потребителей – так называются статьи в обоих кодексах. Статья 14 в Административном и статья 200 (ровно) в Уголовном. В самом начале данного материала не для устрашения, а ради ознакомления мы их и приведём. Итак.

Административный кодекс РФ. Статья 14.7. Обман потребителей.
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Уголовный кодекс РФ. Статья 200. Обман покупателей.

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) лицом, ранее судимым за обман потребителей;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) в крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечание.
Обманом потребителей в значительном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда, в крупном размере — в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда.

Как видим, сумма в одну десятую МРОТ не является запредельной и недостижимой цифрой. В данной статье мы не будем останавливаться на обсчёте, обвесе и обмере, а рассмотрим обман как введение в заблуждение покупателя относительно потребительских свойств и качеств товара (в нашем случае – мёда). И надо иметь в виду, что если обсчитать, обмерить и обвесить на сумму в одну десятую МРОТ сразу может у продавца и не получится, то, что касается введения в заблуждение, то, что бы ни продал продавец, полностью вся сумма покупки является объектом преступления. Почему? А потому что, выглядит это таким образом, что человек ни за что бы, не стал приобретать данный товар, зная, что указанными на ценнике или высказанными на словах качествами, либо свойствами он не обладает.

Что же понимается под введением в заблуждение потребителя относительно реальных качеств предлагаемого товара? В отношении мёда, и не надо долго думать, сразу назовём: продажа фальсифицированного товара, продажа товара низшего сорта по цене высшего, реализация товара с недостатками, приписывание товару не присущих ему качеств. Такого «добра» на рынке полно. Об одном из способов обмана — маркетинговой фальсификации, рассказывается в статье Существующий мёд, который не существует, в другой речь идёт о присвоении торговых марок — ”Промёд” и “другие”.

Фальсификация – это подделка. Как, например, и фальшивые деньги. Пользоваться нельзя. Любое «варево» с названием «мёд» понимается как фальсификация. Фальсификация мёда больше встречается на трассах (ввиду скоротечности сделки), на стихийно организованных базарах (из-за отсутствия какого-либо контроля) и на крупных длительных ярмарках (под «шумок» с большим объёмом товара). Лица (пчеловоды), занимающиеся реализацией на постоянном месте (своей торговой точке) с явным фальсификатом не связываются.
Натуральный мёд фальсифицированным быть не может, но он может оказаться с недостатками. Недостатком товара является несоответствие товара стандарту либо обычно предъявляемым требованиям к качеству товара. Существенным недостатком товара является такой недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением. Целевое назначение мёда всем известно. Мы употребляем его и как простой продовольственный продукт, и в качестве лечебного средства. В случае добавления в него чего-либо, он перестаёт быть обычным мёдом. Причём независимо от того полезное добавили или нет. В случае добавления съедобного или лечебного – получится составной продукт (мёд с прополисом, орехами, ягодами и пр.) и на него необходимо иметь ТУ. Которые, чётко регламентируют, например, пропорции ингредиентов и понятно хотя бы за что платятся деньги (за мёд или за орехи). Если добавляются красители, загустители, экстракты и прочее, то не каждому можно такой «naturprodukt» и съесть. А если мёд покупали для лечения? Мёд с недостатками окажется и в случае если его неправильно разогрели (с превышением температурного режима). Во всех перечисленных случаях мёд будет с недостатками.

О приписывании мёду не присущих ему качеств говорить излишне. На рынке можно услышать о мёде всё, что угодно. В данном случае покупатель всегда должен иметь «голову на плечах».

Субъектами правонарушения и преступления связанных с торговлей мёдом, квалифицированных статьёй №14 АК и статьёй №200 УК РФ могут выступать как продавцы торговых организаций, так и граждане или пчеловоды, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также пчеловоды реализующие свой мёд с ограниченным количеством документов (паспорт пасеки, вет.анализ мёда, мед.книжка). Обман потребителя иными лицами квалифицируется как мошенничество, ответственность за которое предусмотрена ст.159 Уголовного Кодекса РФ.

Оконченным это преступление считается с момента обмана потребителя. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В заключение добавим, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru,2012.
Удачных покупок!

Вы можете оставить комментарий.


3 комментария to “«АК РФ, УК РФ и обман покупателей».”

  1. Сергей:

    Согласен, такой обман на рынке встречается везде и всюду. По моему все уже привыкли. Мало кто защищает свои права — если только человек очень рассерженный и злой. Но если знаешь всё о мёде, то продавцы всегда с тобой соглашаются. Продавцы торгуют по шаблону и всех тонкостей о мёде сами не знают. Покупатели поголовно вообще ни чего не знают о мёде. По этому всё так и есть.

  2. К настоящему времени статья 200 УК РФ «Обман покупателя» вышла из применения. Это не означает, что за обман нельзя понести уголовного наказания. Положения, утратившей силу, 200 статьи во многом были продублированы в статье 159 УК РФ «Мошенничество». Поэтому если посмотреть на комментарии в УК, то ликвидация дублирования выглядит вполне закономерным шагом. С другой стороны применение статьи 159 в отношении обмана является более жёсткой мерой ответственности.

    Комментарии к этой статье указывают, что преступлением является любая форма обмана (заведомое сокрытие обстоятельств, сообщение о которых было обязательно, фальсификация предмета сделки и пр.) либо злоупотребления доверием, в результате которых виновный путем уверений или умолчаний создает у потерпевшего неверное представление о каких-либо обстоятельствах и приводит его к убеждению об обязанности либо выгодности для него передачи имущества (денег) или имущественных прав. Другими словами, при мошенничестве (благодаря заверениям и убеждениям мошенника) переход имущества в пользу виновного осуществляется по волеизъявлению самого потерпевшего.

    В содержание понятия обмана при мошенничестве могут входить любые обстоятельства, которые не служат непосредственным основанием для передачи имущества, но учитываются потерпевшим, когда он принимает решение о его передаче (место получения мёда, принадлежность производителю). Обман при мошенничестве может относиться к предмету, его цене, количеству, качеству (скажем, продажа за полную стоимость неполного объёма, реализация одного сорта мёда под видом другого). Обман при мошенничестве может выразиться в ложном утверждении о том, что заведомо не соответствует действительности (крем-мёд вместо мёда, искусственный вместо натурального).

    В практике правосудия в настоящее время нарушения в сфере розничной торговли в основном регулируются Кодексом об Административных правонарушениях. Вся ответственность за обман покупателей (по вопросам, затронутым в статье) сосредоточена в АК (КоАП) РФ. Статья 14.7. «Обман потребителей» (обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей) и статья 14.8. «Нарушение иных прав потребителей» (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы) являются основными регуляторами поддержания в рамках законности Закона о защите прав потребителей и прочих нормативных актов в сфере торговли в отношении обмана потребителей.

Выскажите своё мнение