Пасека на перелёте

В практическом пчеловодстве издавна существует определение «пасека на перелёте». Сейчас постараемся разобраться, что считается «перелётом» в пчеловодстве, каким образом одна пасека может мешать другой, каковы последствия нахождения «пасеки на перелёте» и как избежать попадания в подобную ситуацию?

Что такое «пасека на перелёте»

«Пасека на перелёте» — это расположение пасеки на пути активного лёта пчёл к медоносам. Такая пасека должна быть расположена именно на «пчелиной дороге», а не около, рядом, возле неё. Опять же именно на пути лёта пчёл. Высота нахождения ульев над землёй имеет определяющее значение. То есть в одном случае попасть в такую ситуацию можно, расположив улья на земле, а в другом полёт должен проходить на высоте до 2 метров, фактически на высоте павильона или платформы с пчёлами.

Понятие «пасека на перелёте» существует «во времени и пространстве». Как это понимать?

А) Состояние «пасека на перелёте» работает только во время медосбора.

Почему это касается только времени медосбора? Когда отсутствуют медоносы или не наступило время их цветения, то нет медосбора, следовательно, в этот период пчёлы в данном направлении массово не летают (за исключением разведчиц). Нет лёта – нет и «перелёта».

Б) Это определение касается не всех пасек, а только кочевых.

В) Речь о таком проблемном расположении пасек можно вести, если они находятся на площадях (территории, местности) общего пользования. Для частной застройки или земель, находящихся в частной собственности, это понятие неприменимо. То есть пасеки усадьб и стационарные точки, не могут являться конфликтующими сторонами из-за их расположения на частных землях пчеловодов, и они имеют на то полное право.

Вместе с тем кочевая пасека может оказаться виновницей инцидента, относящегося к понятию «пасека на перелёте», как по отношению к другим кочевым пасекам, так и к пасекам расположенным на частных землях (владениях).

К дальнейшему пониманию ситуации следует подходить с двух сторон: с позиции людей и с позиции пчёл.

Если в своей жизни пчёлы опираются на инстинкт, то люди – на мораль и право.

Состояние «пасека на перелёте» с позиции права

Почему данная ситуация не относится к стационарным пасекам? Для этого имеются правовые обоснования. Например, если вы завели пчёл и поставили улей на своём участке, то тоже, самое мог делать другой человек имеющий пасеку ещё до вас, как и тот, кто приобретёт пчёл в будущем. В таком случае уже несущественно, чьи пчёлы оказались на пути лёта к медоносам ваши или соседа. Важно, что каждый осуществляет право владения и пользования своей частной собственностью, как землёй, так и имуществом (пчёлами).

Почему не действует понятие о «перелёте» всюду? Это вытекает опять же из правоотношений собственности. Если вы имеете свои посевы медоносов, то имеете право располагать свою пасеку на своих медоносах так, как вам угодно, независимо от того, где находятся другие пасеки. Это так, с учётом особого права — права владения.

Всё, что находится рядом с частными участками, относится к другой собственности – государственной, муниципальной. Тут будут действовать другие правила, и здесь уже другим порядкам одинаково обязаны следовать все участники отношений.

Как правило, на муниципальном уровне не существует каких-либо нормативных документов, регулирующих расположение пасек на землях общего назначения.

Почему же существует понятие «пасека на перелёте» если все пасеки частные? Такое определение возникает из тех же прав: владения и пользования. Суть в следующем. С одной стороны, вы владеете пчёлами и имеете право ими пользоваться для получения мёда и прочего. С другой стороны, пчёлы живут по инстинкту, а не по дрессировке, как скотина. Поэтому чтобы право владения и пользования не нарушалось (то есть, чтобы пчёлы оставались на вашей пасеке, а не перелетали на чужую и несли мёд в ваш улей, а не в чужой) на территории общего пользования действуют правила удовлетворяющие всех владельцев пчёл.

В правовом поле нарушение права владения и пользования пчёлами в виде постановки пасеки на перелёт может быть истребовано в форме негаторного и виндикационного исков одновременно. О судебных тяжбах из-за постановки кочевых пасек я не слышал. Однако скандалы имеют место быть. Не всегда пчеловоды стараются услышать друг друга. Гражданское право, как раз способно поставить на место тех, у кого в голове дефицит морали.

Как кочевая пасека создаёт помеху лёту пчёл и почему нельзя её ставить на перелёте

Обоснование такому запрету базируется на особом, отличном от другой фауны режиме жизнедеятельности пчёл. Складывается он из следующих моментов. Пчёлы-сборщицы мёда при полёте к медоносам летят по указанному пчёлами-разведчицами конкретному направлению. Важным условием при выборе оптимального маршрута являются параметры геомагнитного поля местности. Это маршрутное направление фиксируется магниторецепторами. В соответствии с предполагаемыми затратами энергии во время полёта пчелой используется соответствующий объём корма. Чем длительнее полёт и тяжелее условия, тем больше корма требуется «на дорожку». Соответственно во время активного лёта пчёл в период медосбора в конкретном направлении у пчёл вырабатывается временный инстинкт, включающий фиксацию магниторецепторами расстояния полёта и запас расходуемого мёда на преодоление этого расстояния.

Если произвольно внести изменения на пути полёта пчёл в период ажиотажа медосбора, то это вызовет замешательство в ориентировании во время полёта, что неизбежно потребует вносить изменения в настройку магниторецептеров и отразится на расходе корма.

Следует отметить, что появление нового постороннего объекта на местности на пути лёта пчёл не является критичным, но это только при отсутствии других явлений. Здесь имеются виду эффекты, связанные как с деятельностью пчёл, так и с превратностями погоды. Например, роение на пути лёта пчёл или массовый облёт, либо сильный ветер или иное ненастье. В этих случаях однозначно часть лётной пчелы не долетит до своих семей, а останется в чужих ульях, стоящих на пути их полёта. Расположение пасеки в месте, где сильного изменяется направление полёта пчелы, так же сильно влияет на изменение конечного маршрута. Дополнительным негативным фактором, ухудшающим эту «картину», является площадь препятствия. Чем сильнее летящая пчела будет ощущать на себе неучтённые нагрузки от посторонней пасеки, стоящей на перелёте, тем больше чужих пчёл на последней остаётся.

Место «на перелёте», где оно

Выше я отмечал, что нельзя любую пасеку, находящуюся на пути к медоносам считать, стоящей «на перелёте». Пчёлы летают по своим дорогам. «Дорога» у пчёл представляет собой довольно узкий воздушный «коридор». Достаточно поставить улья, платформы, павильоны в двух метрах от пчелиной «трассы» и перелёта пчёл в другие семьи не будет. О пчелиной навигации подробно рассказывает пост с картинками «пчелиные дороги».

Подобные схемы полётных маршрутов пчёл помогут нам определить места, подпадающие под понятие «перелёт».

На первой схеме изображена уже встречавшаяся в постах ранее ситуация.

Схема полёта пчёл разных пасек

Рисунок 1. Где дороги у пчёл?

Пасеку А от поля с подсолнечником отделяет широкий луг и ручей окружённый высокими вётлами и осинами, местами с кустарником. Складывается впечатление, что пасека В находится на перелёте, так как она расположена на коротком пути к полю подсолнечника. Однако пчёлы не летят по короткой прямой линии. На схеме показано, что пчёлы обоих пасек направляясь за нектаром, облетают все высокие деревья. (Отдельно замечу относительно этой реальной позиции, в широкие прогалины между крупными деревьями только к концу медосбора стали летать пчёлы лишь из единичных семей пасеки В.) На этом примере участками «на перелёте» могут считаться только широкая прогалина в районе моста слева и опушка справа.

Из предыдущего примера нетрудно догадаться, что самым ярким примером участка, где именно активно летают пчёлы во время медосбора, являются прогалины.

схема нахождения пасеки "на перелёте"

Рисунок 2. Вот, где уж точно пасека находится «на перелёте».

Вторая схема показывает, как пасека, расположенная в прогалине лесо-полезащитной полосы, будет являться помехой, и представлять угрозу для пасек округи.

Как правило, большинство случаев с «перелётом» случаются именно в районе посевов медоносов. Такие поля имеют полезащитные лесные полосы, в которых пчеловоды стараются «спрятать» свои пасеки. Следующие примеры касаются именно таких точков.

На третьей схеме показано, как маршруты полёта пчёл к медоносам различных пасек (ульев) многократно могут пересекаться (участки обозначены фиолетовым цветом).

Схема пчелиных дорог в поле

Рисунок 3. Вот она пчелиная полевая дорога!

Если на пути этих «трасс» оказывается пасека (красный цвет), то при неблагоприятных лёту пчёл условиях в неё переселится часть пчёл из других ульев.

Вместе с тем, нельзя воспринимать все участки возле лесополос рядом с медоносами, как территорию активного лёта пчёл. Мол, там всюду шныряют эти «полосатые насекомые».

Активный лёт пчёл ограничен пространством шириной всего лишь в 2-3 метра.

Высота расположения пчелиной дороги от земли ещё меньше и зависит от высоты полезащитной полосы, высоты медоносов, высоты подстилающей поверхности. Как правило, эта высота варьируется в пределах от высоты капота легкового авто и до выше среднего роста человека. Если едешь по такой «пчелиной дороге» в машине, то видно, как пчёлы от капота планируют вверх и перелетают выше стекла. Когда идёшь или стоишь на перелёте у пчёл, то невооружённым глазом заметно, что они летят на уровне головы или чуть выше. То есть высота «пчелиной трассы» 0,7- 1,9 метра от поверхности земли.

Эти высотные параметры пчелиных дорог объясняются э/м особенностями приземного слоя атмосферы и электрическими свойствами покрова пчёл. Образно говоря, полёт по пчелиной дороге выглядит так, как будто пчёлы скользят по электростатической канаве (типа санной гоночной трасы). (Об этом подробнее читайте на сайте в разделе о электробиологии пчёл).

Наглядно расположение пчелиной дороги выглядит так, как на четвёртом рисунке.

Схема расположения главной пчелиной дороги в поле

Рисунок 4. Возле любых пчелиных «трасс» можно найти укромное место.

Пример подавляющей массы случаев. Рядом с полем имеется полевая дорога для перемещения с/х техники и агрегатов. Она всегда приходит рядом или почти рядом с лесополосой. (В поле лишней пахотной земли для дорог не бывает.) Такие дороги обычно даже на картах 2-х километрового масштаба не обозначаются. Вот над такой полевой дорогой обычно пролегает пчелиная «трасса».

Как правило, достаточно всего лишь прижаться от полевой дороги к полезащитной лесной полосе, и пасека оказывается в стороне от пчелиной дороги. Однако при постановке павильона (платформы, телеги) надо учесть фактор облёта. Следует прибавить запас, хотя бы в один метр. Чтобы во время ежедневных облётов масса пчёл не преграждала «трассу». Приходится искать какой-то закуток. Увернуться от «натоптанной тропы» при постановке пасеки всегда можно. К тому же существует немало других как выбирать и как обустраивать места для кочевой пасеки, которые следует учитывать.

Описанные варианты касаются полей с медоносами, вплотную примыкающими к лесополосам. Однако лесополосы не всегда являются ориентирами для пчёл. Вот иной случай.

Схема отсутствия пчелиной дороги возле медоносов.

Рисунок 5. Не всюду возле медоносов у пчёл проложены дороги.

На пятой схеме изображены условия, когда медоносное поле расположено на значительном расстоянии от лесополосы. Вот там, рядом с лесополосой пчелиной дороги не будет. Не комфортная для транспортировки нектара там местность. Конечно, пчеловод всё равно постарается прикрыть пасеку от ветра деревьями. …но это уже другая причина.

Сделаем резюме всей эпопеи расположения пасеки «на перелёте», и перечислим места, где пасеки могут оказаться на перелёте у пчёл. 

Схема полёта пчёл в поле

Рисунок 6. Так, вот где пчёлы в поле летают!

Смотрим схему шесть.

Пасека может оказаться «на перелёте», если место её расположения это:

  • А – разрывы лесополос;
  • Б – углы, оконечности лесополос;
  • В – полевая дорога между полем и лесополосой;
  • Г – спуски в овраги на пути к медоносам.

Избежать ситуации с «перелётом» можно прижав пасеку вплотную к лесополосе (В – 1), либо расположив среди медоносов.

Как не допустить постановки пасеки «на перелёте»

Не допустить ситуации с постановкой пасеки на пути активного лёта пчёл в период медосбора вполне возможно. Для этого необходимо соблюсти два условия: проявить наблюдательность и иметь совесть.

Что касается наблюдательности, то про «пчелиные дороги» я вам дважды растолковал и даже нарисовал.

В этом году так сложилось, что во время кочёвки на подсолнечник встретились точки, расположенные, как на заказ для этого поста. Вот, не поленился, снял видео для YouTube. Его можно посмотреть по ссылке «Пасека на перелёте».

Морали же учить ни кого не собираюсь. Разницы нет — умышленно или по незнанию кочевой точёк оказывается на пути активного лёта чужих пчёл. Однако такие ситуации во избежание негативных последствий желательно избегать либо исправлять. Иначе…
Опубликовано Новиковым С.Н. © http://www.maymed.ru , 2018.

Вы можете оставить комментарий.


Выскажите своё мнение