Путешествие из Вогограда в Петербург

Путевые заметки

Путевые заметки. Стоит ли серьёзно к ним относиться? Так ли они объективны? С одной стороны путевые заметки – это взгляд путешественника под впечатлением нового. Взгляд импульсивный, эмоциональный, поглощающий его разум. Такой подход не несёт в себе глубокого анализа. С другой стороны это взгляд со стороны.  Беспристрастный, не «закостенелый». Взгляд фотографический. Он просто фиксирует то, что есть, что существует. Без всякого анализа. И это удивляет всех: и самого постороннего – от того, что он увидел, и местного жителя — к чему он привык, чего не видит и не замечает. Такой взгляд я и представляю Вашему вниманию. Водителям и не только дополнительно можно почитать Трасса М – 6 «Каспий». От Москвы до Волгограда. Это тоже путевые заметки, но другого рода. Там дана характеристика непосредственно трассы.

Мне нравится читать то, что пишут иностранцы о России. Что думают приезжие о моей области, районе, селе. О нашей природе. О людях. Интересно. Какие мы со стороны? То ли, мы видим в «зеркале», что видят  другие? Иногда поддакиваешь, а часто и удивляешься.

Старики были правы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Можно тысячу раз смотреть по телевизору про Москву, про  Петербург, про Сибирь, про море или заграницу и удивляться, а увидев всё воочию, будешь удивлённым в тысячу раз сильнее.

А что поразило меня? От чего я остался под впечатлением?

На дороге много не рассмотришь. Но если, что врежется в память, то уже не выкинешь.

Лобовое стекло

Я-то, к этому привык. Оказывается не везде так. Летом, у нас двадцать метров проехал – всё, к лобовому стеклу с десяток насекомых прилипло. А тут поехал «за тридевять земель».

Июнь месяц. Еду в Петербург. Намотал двести в своей области, дозаправился. Ни чего необычного не вижу. Все такие же, как я. Проехал свою, затем Воронежскую область. Ближе к Тамбову заехал на АГЗС. Ни кого нет. Быстро заправился. На лобовом – сплошное «мясо». Ну, теранул немного сухой тряпкой водительскую сторону, поехал дальше. Проехал Тамбовскую, Рязанскую области, пошла Московская, но ещё М – 6. Проголодался. Рассуждаю, — «надо поесть, а то скоро Москва. Там будет — не до чего». Смотрю стоянка с богатым сервисом. Автобусы междугородние, грузовики толпятся.

Свернул. Подъехал. Вышел, потоптался. А сам, при всём при этом, замечаю, что народ бегло на мою машину взгляд кидает. Причём не только водители, женщины некоторые даже обращают внимание. Мужики с автобуса, слышно было, тоже про машину речь ведут. Я плотненько перекусил. Посидел, отдохнул. «Надо, — думаю, — стекло помыть». Лобовое – чёрное. Видно только, где дворники работали, чуть почище. Они, не отмывают до конца. Каждую минуту их включать не будешь, а через пять минут пути всё засыхает и пристаёт намертво. Решётка радиатора – разноцветная. Кузнечики, бабочки, осы торчат из щелей. Достал стеклоочиститель. Пшикнул. Быстренько навёл блеск.

Поехал дальше. Проехал Москву, Тверь. Темнеет, но светло. Устал. Надо ночевать. Торжок. Отдал сто рублей, заехал на стоянку. Сходил в кафе, поужинал. На стоянке светло. Подхожу к машине. Понимаю, что- то не то. Чего-то не хватает. А чего – не пойму. Стекло! Оно чистое! Ё – моё. Километров пятьсот проехал, как помыл лобовое стекло, а на него ни одна муха не попала. «Так вот о чём народ «судачил», — начинаю понимать я, — здесь-то люди такого не видят и не знают».

На обратном пути обратил внимание на насекомых. «Рай» для энтомологов начинается южнее Тамбова. В Воронежской области разнообразие побольше. В Волгоградской — всякой чудной твари полно. Здесь на неё ни каких лобовых стёкол не хватит.

Сосны

Эх, и сосны растут по трассе в районе Борисоглебска. Высоченные. Метров по двадцать, а то и больше. Стройные, как по отвесу выравнивали. Стоят плотно, но не часто. В то же время выглядят, подобно страже. Равномерно прикрывают своей тенью почву и прохладу под собой.

Проезжая по дороге, ощущаешь запах сосны, благоухание хвои. Красуются сосны край дороги и как идеал красоты, и как заманчивое спасение для путника от летнего солнца.

Жаль, нет сейчас И.И.Шишкина, а то появился бы ещё один шедевр живописи «Сосны, освещённые солнцем (версия 2)».

Берёзы

Берёзы бывают разные.

Видел в кино берёзы, всегда думал, что они такие, как наши. У нас они тоже растут. В районе нашего села есть две берёзовых рощи. Обе защищены сосновым лесом. Ещё в балках встречаются.  Нет, ребята, это не то.   Существуют ещё берёзы, как берёзы.

Едешь с юга на север и видишь, как природа меняется. Каждому растению своё подавай.

В «свободном плавании» (сами по себе) берёзки появляются в районе Новоаннинского и Новониколаевского. Спокойно растут в придорожных посадках. Но корявые-корявые. Едешь дальше на север, они всё стройнее и стройнее становятся.

Тамбовские берёзы пошли с «жирком». Конечно, на дармовом чернозёме можно жировать! Ну, а дальше, севернее, где влаги больше, там, ребята, берёзы в обхват.

С таких берёз чего ж баклуши-то не бить? С тех берёз на одних деревянных ложках озолотиться можно.

Чернозём

Я в земле ковыряться не люблю. Сажать, ухаживать – это не моё. Только по необходимости. В деревне, хочешь — не хочешь, а всё одно, разбираться надо во всём. Поэтому разбираешься — на озере на сапропеле, не в поле на песочке картошку сажать.

Тут въёзжаю на Тамбовщину. Я не знаю даже, как Вам это описать. Ну, видно, прямо видно, что земля чернее. «Жирнющая». Такая земля, конечно, будет — на вес золота. Всё до клочка засеяно. Если бы позволили, то и дорогу бы перепахали. Всякой всячиной засеяно: зерновые, горчица, гречиха, а свёклы сколько! Деревья растут, как деревья. Высоченные. Стоят плотно, мощно, перемежают поля между собой.

Еду и думаю: «Да, было из-за чего тамбовским крестьянам в начале 20-х годов прошлого века с красными воевать».  Такой земле – цены нет.

Тамбовский волк.

Чтобы ни говорили, а тамбовский волк существует. Видел своими глазами. В Петербург ехал – не видел. Возвращался назад и видел. Гляжу, и глазам своим не верю. Стоит – деревянный. Вернее – сидит.

тамбовский волк

Хоботовский лесхоз постарался увековечить память о «тамбовской достопримечательности».

Игрушки

В районе Скопина развалы, базары игрушек. Нет, то не базар, то – музей. Каких только сосудов тут не встретишь? Разные вазы, кувшины, блюда. Большие, маленькие, всякие. И с такими, и с этакими затейливыми узорами и орнаментами. С женщинами там лучше не останавливаться – купят что-нибудь обязательно. Что и говорить — настоящая художественная керамика.  Гончарные глазурованные изделия на любой вкус.

А игрушки? Все сказки в одном месте. Герои мультфильмов. Фигурки разных зверей. С детьми тоже лучше не останавливаться. Что-нибудь выпросят. Нет, лучше остановиться, а то потом всю дорогу покоя не дадут. Да, и самому интересно.

Глаз радуется пестроте и разнообразию форм, цветовой палитре.

Ну, настолько чудной мир, что прямо, как в детстве побывал.

М – 4 Дон.

Участок М – 4, по которому я добрался до Москвы, по сравнению с М – 6, меня порадовал. Хоть и осталось чуть больше 100 км, зато две полосы и знак «Автострада».  Народу прилично, но не кучно. Можно маневрировать.

Московская кольцевая.

Вот народа собралось в Москве!

Пять полос в одну сторону. Пять полос в другую. Всё забито. Если б было по двенадцать полос в каждом направлении, то тоже, наверное, было бы не протолкнуться. Днём – светопреставление. Грузовики, что в России есть, все здесь собираются. Толчея страшенная. Но народ ещё как-то пытается маневрировать. Правда, с пониманием водители относятся друг к другу. Пропускают, если кому-то надо выбраться. Ночью полегче. Можно и 100 – 110 км/ч ехать, как скоростной режим позволяет.

Но, народу – тьма.

Нервотрёпка

Химки. Зеленоград. Солнечногорск. Я, конечно, не знаю, всех тонкостей проектирования строительства дороги из Москвы на Петербург, но то, что в этом районе две российские беды сошлись вместе — это однозначно (по В. В. Жириновскому). Кто-то, наверно, думал, что он умный, когда строил дома, склады и базы вокруг этого участка дороги, когда наставлял светофоров и собрал здесь столько народа. Только люди, плетущиеся через этот участок и стоящие там в пробках, так не считают.

М – 10. Хорошая – плохая

Мне дорога на Петербург понравилась. Она предсказуемая. Водители не всегда, а дорога без загадок. Три полосы. Средняя, как реверсивная действует. Полкилометра обгон в одну сторону, полкилометра в другую. Правда, с Питера участки для манёвра чуть подольше. Дорожное полотно добротное. Везде разметка и знаки по науке поставлены. Ни каких, тебе, оврагов нет.

Только вот эта предсказуемость и опасна. Убаюкивающая дорога. Как в прямом, так и в переносном смысле (здесь я имею в виду концентрацию внимания). Засыпает народ, и сам бьётся, и других бьёт.

Хорошо, если человеку всё интересно, он головой вертит, любопытствует, всему внимание уделяет. Интересуется, в том числе, и людьми на дороге. А тех, кто «просто едет», дорога укачивает своей монотонностью. Там повнимательнее надо быть.

Трава по пояс

Еду по Тверской области и думаю: «Где, что выращивают, а здесь траву». Да, и в Новгородской тоже. Эх, и травища. Высоченная, густая. В пояс, а то и по грудь.

Новгородские леса

Это лес, как лес. Двадцать метров пройдёшь и с дороги не видать. Ели высокие. Земля вся мхом покрыта, полна влаги. Чем дальше, тем больше бурелома. Тут только партизанить.

Люди по Родине скучают всегда

Заехал по необходимости в Чудово. Остановился у магазина, выспросить о нужном. Люди, стоявшие возле своих машин с местными номерами, по внешнему виду были родом с Кавказа. Подошёл к ним. Они, указав на номерные знаки моей машины, удивлённо переспросили:«Из Волгограда»? Я подтвердил. Обрадовались, как будто родственника встретили. Рассказали и показали мне, что требовалось.

Видно было по лицам, что давно на своей Родине не были, соскучились по ней. Вот и обрадовались, что человека встретили, хоть не земляка, но, по сравнению с ними, живущего не так далеко от неё.

Петербург. Таких нарядов — не бывает!

Вроде и в кино, и по телевизору, и на картинках видел Санкт-Петербург, а не то. В «живую» — совсем другое дело.

Красотища, спасу нет! Храмы, церкви, дворцы, мосты, ограды, памятники, скульптуры, барельефы, дома, улицы и проспекты. Геометрия форм поражает своей гениальной простотой и искусным воплощением. Нынешние «ваятели» такую нарядность не способны придумать. Это, даже не оригиналы, как мы выражаемся сегодня, «безумцы» сотворили город.

Санкт-Петербург выглядит, как Богом созданная поляна, богатая разнообразием форм травинок, былинок, листочков, цветочков, сбрызнутая неповторимой цветовой палитрой. И не художник разлил краски, а рука святого мастера окропила город.

Смешение стилей. Богатое разнообразие форм. Вроде ни кто дома не компоновал, каждый хозяин своё «говорил», а будто «скроено» талантливым «портным». Резчики словно кружевницы расшили узорами весь город.

Санкт-Петербург даже не город-музей, а постамент для радуги.

В бочке с мёдом ложка дёгтя

Вот чем ещё удивил Петербург, так удивил — это качеством продуктов питания. Отвратительное! Это есть нельзя. Фрукты, овощи заграничные неестественного вида с ароматизаторами. Полуфабрикаты сомнительного качества, безвкусные. Одни консервы приемлемые для употребления, с оговорками.

Причём, без разницы, в какой магазин заходить. В небольшой частный или сетевой. Сравнил качество продуктов одних и тех же сетевых магазинов у нас и в Петербурге. Разница огромная. Понятно, что продукты низкого качества на юге покупать не будут. В южных регионах большой выбор своих свежих высококачественных продуктов.

Если в Москву продовольствие с Черноземья, Поволжья, южных регионов идёт нескончаемым потоком, то до Петербурга мало что добирается. За время моей поездки в оба конца по М – 10 встретились единичные машины из регионов южнее Москвы.

Поделился своими замечаниями со знакомыми. Их это ни сколько не удивило. «Мы, — говорят они, — месяца три после деревенской пищи привыкаем к городской».

Не случайно же пошло новое повальное явление. Сейчас столичные жители заранее заказывают знакомым местным жителям сёл и деревень консервирование продуктов и на  них.

Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2011.

Вы можете оставить комментарий.


Выскажите своё мнение