Пчёлы и мёд в Библии.

Пчёлы, мёд и соты часто (по сравнению с другими представителями фауны и продуктами) встречаются в тексте Библии.

Священная книга христиан в православном варианте состоит из 66 (и до 81 в зависимости от конфессии) книг и 11 второканонических книг. Во многих из них, упоминаются мёд и пчёлы.

Термины пчеловодческой сферы используются в Библии, как в прямом, так и в переносном смысле. Употребление данных слов в разных формах говорит о ценности мёда и «авторитете» пчелы среди жителей древней Иудеи. В библейских текстах пчёлы встречаются 6 раз, рой – 1 раз, мёд – 68 раз (учитывая 2 факта употребления понятия в качестве прилагательного), пчелиные соты – 10 раз, воск – 6 раз. (Ссылки на источники в тексте статьи сделаны на основе православного варианта русского синодального перевода Библии.)

Пчёлы и Библия.

В Библии нашлось место пчёлам.

Ведя разговор об упоминании пчёл и мёда в Библии, следует подходить к оценке содержания священного писания, как к историческому источнику о жизни древней Палестины рубежа I тысячелетия до нашей эры – I тысячелетия нашей эры и как к нравоучительному трактату. В первом случае, упоминание о пчёлах показывает место пчеловодческого ремесла в хозяйстве древних иудеев. При другом подходе ценность мёда соотносится с ценностями нравственными. Причём, в данном случае упоминание пчёл и мёда подаётся при помощи метафоры, что характерно для нравоучительных текстов древности.

Начиная разговор о пчёлах в Священном Писании, непременно следует назвать имя Дебора (Девора). Дебора (debhora) в переводе с древнееврейского языка означает «пчела». Это имя носила кормилица Ревекки (Книга Бытия гл.38 ст.8). Такое совпадение значения имени и социальной роли для нравственного текста является вполне логичным.

В книге Судей Израилевых среди правителей (судей) упоминается бесстрашная женщина Дебора. В 4-5 главах рассказывается, как Дебора стала инициатором успешной освободительной борьбы израильтян против Ханаанского царя. О ней в частности говорится: «В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней [туда] сыны Израилевы на суд» (Книга Судей гл.4 ст.4-5).

Учитывая устную передачу преданий в древности и естественную фольклорную обработку текстов в таких случаях, допустимо предположить не случайным фактом — привлечение пчелы при подборе имени для кормилицы, а так же для защитницы народа израильского. Забота пчёл о воспитании расплода и защита своего гнезда – являются положительным примером, и вполне могли быть оценены по достоинству жителями древней Палестины. Сравнительные уподобления для имён активно использовались с глубокой древности всеми народами.

При упоминании в Библии пчёл в частности обращается внимание на их многочисленность и особенность их коллективной защиты.

В книге пророка Исайи при употреблении понятия пчёлы подразумевается именно их большое количество и способность коллективно защищать своё гнездо от врагов. В тексте книги, это обстоятельство символизирует многочисленных врагов и является наказанием — «…и пчеле, которая в земле Ассирийской, — и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам» (Исайи гл.7 ст.18-19). Подобным образом термин используется и в Псалтири. «… окружили меня, как пчёлы сот…» читаем в 12 стихе 117 псалма. Особенность пчёл преследовать врага использована по аналогии Моисеем: «…и преследовали вас так, как делают пчелы» (Второзаконие гл.1 ст.44). Во всех этих случаях используется метафорическое значение слова.

Аналогично упоминал пчёл в качестве примера трудолюбия Соломон: «Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена» (Книга Притч Соломоновых гл.6 ст.8).

В ветхозаветных апокрифах (второканонических книгах) так же встречается упоминание пчелы. В частности в Книге Иисуса, сына Сирахова автор, предостерегая от опрометчивых суждений о человеке по его внешнему виду, привёл в качестве примера пчелу. «Мала пчела между летающими, но плод ее — лучший из сластей» говорится в стихе третьем одиннадцатой главы.

Непосредственно как производители мёда пчёлы встречаются в Библии всего однажды. Это всем известный случай с библейским героем Самсоном. В 14 главе Судей рассказывается о том, как Самсон разорвал льва. Вернувшись же спустя несколько дней на прежнее место, он обнаружил «…рой пчел в трупе львином и мед. Он взял его в руки свои и пошел, и ел дорогою; и когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мёд сей» (стих 8-9). В действительности такой факт не является из ряда вон выходящим. В том регионе при высокой температуре воздуха тела животных достаточно быстро высыхают. Редко, но случается, что пчёлы поселяются в мумифицированных останках животных.

С этим случаем, Самсон связал свою загадку филистимлянам, которую те не смогли самостоятельно разгадать: «И сказал им: из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Книга Судей гл. 14 ст.14).

Несколько раз в Библии упоминается воск пчёл. В тексте Писания во всех случаях использовано свойство воска — легко плавиться. Так читаем: «… как тает воск от огня» (Псалтирь гл. 67 ст. 3), «… как тает воск, когда почувствует огонь» (Третья книга Ездры гл. 13 ст. 4). Подобным образом свойства воска применены в качестве уподобления ничтожеству по сравнению с могуществом Бога — «… как воск, растают от лица Твоего» (Книга Иудифи гл. 16 ст. 15).

Большое число раз встречаем в священной книге христиан мёд. Продукт пчёлиного «хозяйства» используется в Святом Писании в различных качествах. Мёд в Библии заключает в себе не только понятие продукта пчеловодства, но и используется переносное значение слова в качестве художественного тропа (метафоры, аллегории, сравнения, эпитета и пр.).

Так как тексты Библии это не хозяйственно-исторический альманах, а нравственный катехизис, то следует воспринимать большую долю случаев упоминания мёда, как художественное оформление содержания.

Обращая внимание на многочисленные употребления понятия мёд, следует заметить, что чуть ли не в половине случаев он выступает в «дуэте» с молоком. Ссылка «молоко и мёд» повторяется в Библии свыше двух десятков раз. В подавляющем большинстве случаев это относится к описанию земель древней Палестины: Исход – гл. 3 ст. 8; гл. 3 ст. 17; гл.13 ст. 5; гл. 33 ст. 3; Левит – гл. 20 ст.24; Числа – гл.13 ст. 28; гл. 14 ст. 8; гл. 16 ст. 13 и 14; Второзаконие – гл. 6 ст. 3; гл. 11 ст. 9; гл. 26 ст. 9; гл.26 ст.10; гл. 26 ст. 15; гл. 27 ст. 3; гл. 31 ст. 20;  Книга Иисуса Навина – гл. 5 ст. 6; Книга пророка Иеремии – гл. 11 ст. 5; гл. 32 ст. 22;  Книга Иезекииля – гл. 20 ст. 6;  гл. 20 ст. 15;  Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова – гл. 46 ст. 10;  Книга пророка Варуха – гл. 1 ст. 20.

Употребление словосочетания «молоко и мёд» в тексте воспринимается и как метафора, и как эпитет для описания богатства земли, в которой имеется изобилие (продуктов). Этой местностью, по словам авторов Библии, являются земли Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев.

Указание на богатство этих земель раскрывается следующим образом. В гл. 3 ст. 8 и ст. 17 Исхода Господь обращается к Моисею с наставлением вывести свой народ из земли египетской «[и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев». В гл.13 ст. 5 и гл. 33 ст. 3 Исхода при упоминании вышеназванных земель снова употребляется сравнение «молоко и мёд» как синоним плодородной территории.

Числа в гл.13 ст. 28 снова повествуют об оценке этих земель, теперь уже самими сынами израилевыми: «… и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее».  Описание изобилия выглядит следующим образом: «срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв» (гл.13 ст.24). Та же самая оценка вновь даётся посланниками Моисея для убеждения израильтян: «земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед» (гл. 14 ст. 8). Явно прослеживается метафоричность оценки богатства земли при употреблении сравнения «молоко и мёд» и в главе 16  ст. 13 и 14 Чисел. Причём в этом месте Библии указывается, что таких мест на земле — два. И земля Египетская, и земля Израильская удостаиваются такого эпитета: «… ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, … привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед».

Во Второзаконии, в Книге Иисуса Навина, в Книге пророка Иеремии, в Книге Иезекииля все упоминания мёда в словосочетании «молоко и мёд» используются в качестве стилистической идеализации и имеют отношение именно к оценке богатства земли израильской. Например, вот какая оценка даётся в Книге Иезекииля (гл. 20 ст. 6): «… в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель». Аналагочная оценка повторяется там же в стихе 15 гл. 20.

Подобным иносказательным образом используется понятие «молока и мёда» в Третьей книге Ездры при описании Святой Земли: «… освятил и приготовил тебе двенадцать дерев, обремененных различными плодами, и столько же источников, текущих молоком и медом, …» (гл. 2 ст. 19). В данном случае под «источниками» надо понимать условия для их получения, а именно – условия природно-климатические.

В Книге Иова словосочетание «молоко и мёд» использовано опять же иносказательно. В словах Софара Наамитянина о судьбе беззаконника при перечислении всех несчастий, неизбежно обрушающихся на грешника,  наказание «… Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком» (гл. 20 ст.17) несёт в себе смысл лишения грешника в числе прочего и благих мест для проживания.

Мёд неоднократно используется в Библии в качестве сравнения. В частности в Исходе при описании качеств манны для пояснения её свойств снова упоминается мёд:  «… она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом» (гл.16 ст.31). С мёдом Соломон сравнивает сладость уст невесты: «Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, …» (Песни песней Соломона гл. 4 ст. 11). Удостоился мёд и сопоставления с памятью о праведнике Иосии: «… во всяких устах она будет сладка, как мед и как музыка при угощении вином» (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова гл. 49 ст. 2)

Занимательно используется мёд в притчах Соломона. Так, например, мёду уподобляется красноречие: «Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей» (гл. 16 ст. 24). С другой стороны, что касается речи, то очень мудро оценены Соломоном льстивые слова женщины: «… ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, …» (Притчи гл. 5 ст. 3-4). Далее встречаем такое поучение: «Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава» (Притчи Соломона гл. 25 ст. 27). Следом весьма справедливое замечание Соломона о потребностях богатых и бедных, понятное простому человеку во все времена: «Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко». (Притчи гл. 27 ст. 7).

Разумеется, не обошлось в Библии без употребления сладкого продукта при оценке Божьих свершений.  «… Суды Господни истина, все праведны; …, слаще меда и капель сота» говорится в Псалтири (гл.18 ст10-11). Там же при описании восприятия деяний Господа употребляется следующее восклицание: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Псалтирь гл. 118 ст. 103).  В Книге премудрости Иисуса сына Сирахова Премудрость Божья соотносится с мёдом следующим образом:  «… ибо воспоминание обо мне слаще меда и обладание мною приятнее медового сота» (гл. 24 ст. 22).

Любопытен и такой факт: библейские пророки Иезекииль и Иоанн Богослов получили способность пророчествовать после поедания ими Божественных записей. Так вот в обоих случаях вкус этих священных манускриптов уподобляется мёду. «И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед, — говорится в Откровении Иоанна Богослова, — И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Гл 10 ст. 9-10).  У Иезекииля читаем: «… и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед» (Книга пророка Иезекииля гл. 3 ст. 3). Конечно, речь здесь не идёт о получении мудрости и дара предсказания путём непосредственного употребления книг в пищу. На этих примерах мы видим, как ценность благодатного продукта — мёда соотносится с ценностью мудрости, заключённой в священных источниках (книгах). Таким образом, даётся намёк на равную пользу – как мёда для тела, так и Божьих наставлений для души.

Ну, а как же обстоит дело в Библии с упоминанием мёда, как обычного продукта?

В древности мёд считался одним из наиболее важных продуктов сельскохозяйственного производства ближневосточных земель. О ценности мёда для жителей Палестины свидетельствуют и тексты Библии. Вот какая оценка даётся плодородию этой территории во Второзаконии: «… в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед» (гл. 8 ст. 8).  Примерно аналогичным образом описывается плодородие древней Палестины в Четвёртой книге Царств: «… в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда…» (гл 18 ст. 32).

Насколько богаты были палестинские земли мёдом, так же можно судить по упоминанию в Библии факта торговли израильтян с крупным ближневосточным торговым центром —  финикийским городом Тиром: «Иудея и земля Израилева торговали с тобою; за товар твой платили пшеницею Миннифскою и сластями, и медом, и деревянным маслом, и бальзамом» (Книга пророка Иезекииля гл. 27 ст. 17). Косвенно с торговыми делами связано упоминание мёда в Книге пророка Иеремии (гл. 41 ст. 8).

Мёд во множестве раз упоминается в Библии непосредственно как продукт питания народа израильского. В качестве примера можно познакомиться с сюжетным описанием ситуации (после сражения израильтян с филистимлянами) в гл. 14 (ст. 25-45) Первой книги Царств. Мёдом насыщались библейские персонажи. Например, в качестве пищи мёд встречается в уже упоминавшемся случае с Самсоном (Книга Судей гл. 14 ст. 8-9). Мёдом питались Соломон (Песни песней гл. 5 ст. 1), Давид (Вторая книга Царств гл. 17 ст. 29),  Иоанн Предтеча (Евангелие от Матфея гл. 3 ст. 4; Евангелие от Марка гл. 1 ст. 6) и Иисус (Книга пророка Исаии гл. 7 ст. 14-16; Евангелие от Луки гл. 24 ст. 42).

Причём в Библии применяются различные указания на происхождение мёда. Хотя в священных текстах нигде не говорится о домашних пчёлах (в отличие от других древних исторических источников), употребление иных названий как раз и предполагает существование такого антипода. Кроме простого употребления понятия «мёд», встречаются «дикий мёд», «мёд из камня» и «мёд из скалы». «Дикий мёд» фигурирует при описании жизни Иоанна Предтечи (например, в Евангелии от Матфея гл. 3 ст. 4 говорится: «… пищею его были акриды и дикий мед»).

Упоминание мёда в Евангелии от Марка.

Иоанн Предтеча питался мёдом — свидетельствует Евангелие от Марка.

Имея представление об условиях жизни  Иоанна Крестителя, мы понимаем, что в данном случае речь идёт всего лишь о мёде диких пчёл. Понятие «мёд из камня» так же указывает на происхождение мёда в естественной среде. В данном случае конкретизируется, что это мёд пчёл, живущих в гористой местности. Пчёлы в таких условиях селились на скалах. Они покрывали соты тёмным воском, который со временем становился прочным, как камень. О таком мёде свидетельствует Псалтирь: «… и насыщал бы их медом из скалы» (гл. 80 ст. 17) и упоминается во Второзаконии «… питал его медом из камня …» (гл.32 ст13). Во всех случаях речь идёт об одном и том же источнике происхождении мёда.

Заслуживают внимания простые советы Соломона об употреблении мёда. «Ешь, сын мой, мед, — учит Соломон, — потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей» (Притчи гл. 24 ст. 13). Далее, следом он замечает: «Нашел ты мед, — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Притчи гл. 25 ст. 16).

В общем, следует заметить, что в Библии сведения об употреблении мёда в значительном большинстве случаев являются синонимами достатка, либо просто сытости. Смотрим у пророка Исаии: «… маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле» (гл. 7 ст. 22) или у пророка Иезекииля: «… питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем …» (гл. 16 ст. 13). В песнях Соломона встречаем: «… поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим, — далее следует призыв, — ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные»! (Песни Песней гл. 5 ст. 1).

Вместе с тем мёд считался исключительно здоровой и благодатной пищей. В подтверждение этому в Библии сообщается, что Иисус Христос, прежде чем постиг мудрость Божию, питался мёдом. Это предрекал ещё пророк Исаия: «… Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (гл. 7 ст. 14-15). Такое отношение к мёду с одной стороны указывает на разборчивость Спасителя в пище, а с другой, показывает нам ценность этого продукта.

В Библии имеется упоминание о недопустимости использования мёда в качестве жертвоприношения. «… ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу», — наставляется в Левите (гл.2 ст. 11). В данном случае (как предполагают исследователи) древними евреями во внимание принималось то обстоятельство, что мёд имеет свойство подвергаться брожению. Поэтому такое жертвоприношение не желательно. Вместе с тем мёд разрешалось дарить храму, как и использовать в качестве достойного подарка другим.

Тот факт, что мёд считался достойным подарком, мы встречаем в Бытие. Израиль предлагает взять в качестве подношения сановнику фараона Иосифу в числе прочего мёд: «… возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов» (гл.43 ст. 11). Подобным образом решил «расплатиться» перед пророком Ахией за предсказание царь Иеровоам. «И возьми с собою [для человека Божия] десять хлебов, и лепешек, и кувшин меду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком», — говорится в Третьей книге Царств (гл. 14 ст. 3).

Все вышеперечисленные упоминания мёда в священных текстах христиан (независимо от лексического значения слова) указывают на ценность (полезность) этого продукта для человека. Взять хотя бы факт воскресения Христа. Иисус ел мёд в доказательство своего истинного воскрешения (Евангелие от Луки гл. 24 ст.42).

Изречение Иисуса сына Сирахова о мёде.

О месте мёда в жизни людей хорошо говорится в книге поучений Иисуса сына Сирахова.

Подвести итог разговору о пчёлах и мёде в Библии, а заодно завершить этот длинный пост красиво нам поможет цитата из Книги премудрости Иисуса сына Сирахова со списком наиважнейших продуктов для человека: «Главное из всех потребностей для жизни человека — вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда» (гл. 39 ст. 32).

Дополнительно рекомендую  ознакомиться с историей возникновения празднования Медового Спаса на Руси «Народное православие и Медовыйй Спас».

Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2013.

 

 

Вы можете оставить комментарий.


2 комментария to “Пчёлы и мёд в Библии.”

  1. Наталья Павловна:

    Спасибо. Очень обстоятельно и интересно написано. Столько много ссылок на священные книги. Цену мёда знали с древности.

    • Спасибо!
      Целиком стихи из Библии с упоминанием пчеловодческих терминов. Сноски на источники сохранились после написания поста. Возможно, кто-то поглазастее меня, найдёт в текстах Библии ещё упоминания о пчёлах и мёде?
      Бытие
      1) Гл. 43 ст. 11 Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов;
      Исход
      2) Гл. 3 ст. 8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев.
      3) Гл.3 ст. 17 И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед.
      4) Гл.13 ст. 5 И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце;
      5) Гл.16 ст. 31 И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.
      6) Гл. 33 ст. 3 [и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный.
      Левит
      7) Гл. 2 ст. 11 Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу;
      8) Гл. 20 ст. 24 и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов.
      Числа
      9) Гл. 13 ст. 28 и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее;
      10) Гл. 14 ст. 8 если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед;
      11) Гл.16 ст. 13 разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами!
      12) Гл. 16 ст. 14 привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!
      Второзаконие
      13) Гл.1 ст 44 И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы.
      14) Гл. 6 ст. 3 Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед. [Сии суть постановления и законы, которые заповедал Господь Бог сынам Израилевым в пустыне, по исшествии их из земли Египетской.]
      15) Гл. 8 ст. 8 в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед,
      16) Гл. 11 ст. 9 и дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Господь отцам вашим дать им и семени их, на земле, в которой течет молоко и мед.
      17) Гл26 ст9 и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед;
      18) Гл. 26 ст. 10 итак вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне, [от земли, где течет молоко и мед]. И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим,
      19) Гл26 Ст15 призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам — так как Ты клялся отцам нашим [дать нам] землю, в которой течет молоко и мед.
      20) Гл 27 ст 3и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь [Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих.
      21) Гл31 ст 20 ибо Я введу их в землю [добрую], как Я клялся отцам их, где течет молоко и мед, и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой, [который Я завещал им];
      22) Гл 32 ст 13 Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы,
      Книга Исуса Навина
      23) гл 5 ст 6ибо сыны Израилевы сорок [два] года ходили в пустыне [потому многие и не были обрезаны], доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед,
      Книга Судей
      24) Гл14 ст 8 Спустя несколько дней, опять пошел он, чтобы взять ее, и зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед.
      25) гл14 Ст 9 Он взял его в руки свои и пошел, и ел дорогою; и когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мед сей.
      26) гл14 Ст18 И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее льва! Он сказал им: если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки.
      Первая Книга Царств
      27) Гл14 ст 25И пошел весь народ в лес, и был там на поляне мед.
      28) Гл14 ст26 И вошел народ в лес, говоря: вот, течет мед. Но никто не протянул руки своей ко рту своему, ибо народ боялся заклятия.
      29) Гл14 ст 27 Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ, и, протянув конец палки, которая была в руке его, обмокнул ее в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его.
      30) Гл14 ст 29 И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду;
      Вторая Книга Царств
      31) гл 17 ст 29 и меду, и масла, и овец, и сыра коровьего, принесли Давиду и людям, бывшим с ним, в пищу; ибо говорили они: народ голоден и утомлен и терпел жажду в пустыне.
      Третья Книга Царств
      32) гл14 ст 3 И возьми с собою [для человека Божия] десять хлебов, и лепешек, и кувшин меду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком.
      Четвёртая Книга Царств
      33) гл 18 ст 32 пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасет нас».
      Вторая Книга Паралипоменон
      34) гл 31 ст 5 Когда обнародовано было это повеление, тогда нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду, и всяких произведений полевых; и десятин из всего нанесли множество.
      Книга Иова
      35) гл 20 ст 17 Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком!
      Книга Иудифи
      36) гл 16 ст 15 Горы с водами подвигнутся с оснований, и камни, как воск, растают от лица Твоего, но к боящимся Тебя Ты благомилостив.
      Псалтирь
      37) Гл. 18 ст 11они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
      38) Гл 21 ст 15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
      39) Гл 67 ст 3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.
      40) Гл 80 ст 17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
      41) Гл 96 ст5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
      42) гл 117 ст 12 окружили меня, как пчелы [сот], и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их.
      43) Гл 118 ст 103 Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.
      Притчи Соломона
      44) гл5 ст 3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
      45) гл6 ст8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
      46) Гл 16 ст 24 Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
      47) Гл 24 ст 13 Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
      48) Гл 25 ст 16 Нашел ты мед, — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его.
      49) Гл 25 ст 27 Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.
      50) Гл 27 ст7 Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко.
      Песни Песней Соломона
      51) гл 4 ст 11Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!
      52) Гл5 ст 1 Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!
      Книга премудрости Иисуса сына Сирахова
      53) гл.11 ст. 3. Мала пчела между летающими, но плод ее — лучший из сластей.
      54) гл 24 ст 22 ибо воспоминание обо мне слаще меда и обладание мною приятнее медового сота.
      55) Гл 39 ст 32 Главное из всех потребностей для жизни человека — вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда:
      56) Гл 46 ст 10 И они только двое из шестисот тысяч путешествовавших были спасены, чтобы ввести народ в наследие — в землю, текущую молоком и медом.
      57) Гл 49 ст 2 во всяких устах она будет сладка, как мед и как музыка при угощении вином.
      Книга пророка Исаии
      58) гл7 ст 15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
      59) гл 7 ст 18 И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, —
      60) Гл 7 ст 22 по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле.
      Книга пророка Иеремии
      61) гл 11 ст 5 чтобы исполнить клятву, которою Я клялся отцам вашим — дать им землю, текущую молоком и медом, как это ныне». И отвечал я, сказав: аминь, Господи!
      62) Гл 32 ст 22 и дал им землю сию, которую дать им клятвенно обещал отцам их, землю, текущую молоком и медом.
      63) Гл 41 ст 8 Но нашлись между ними десять человек, которые сказали Исмаилу: не умерщвляй нас, ибо у нас есть в поле скрытые кладовые с пшеницею и ячменем, и маслом и медом. И он удержался и не умертвил их с другими братьями их.
      Книга пророка Варуха
      64) гл 1 ст 20 Посему и постигли нас бедствия и клятва, — как сегодня, — которую определил Господь пред рабом Своим Моисеем в тот день, в который вывел отцов наших из земли Египетской, чтобы дать нам землю, текущую молоком и медом.
      Книга пророка Иезекиля
      65) гл 3 ст 3 и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед.
      66) Гл 16 ст 13 Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия.
      67) Гл 16 ст 19 и хлеб Мой, который Я давал тебе, пшеничную муку, и елей, и мед, которыми Я питал тебя, ты поставляла перед ними в приятное благовоние; и это было, говорит Господь Бог.
      68) Гл 20 ст 6 в тот день, подняв руку Мою, Я поклялся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель,
      69) Гл 20 ст 15 Даже Я, подняв руку Мою против них в пустыне, поклялся, что не введу их в землю, которую Я назначил, — текущую молоком и медом, красу всех земель, —
      70) Гл 27 ст 17 Иудея и земля Израилева торговали с тобою; за товар твой платили пшеницею Миннифскою и сластями, и медом, и деревянным маслом, и бальзамом.
      Книга пророка Михея
      71) гл. 1 ст . 4 и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны.
      Третья книга Ездры
      72) гл 2 ст 19 и столько же источников, текущих молоком и медом, и семь гор величайших, произращающих розу и лилию, через которые исполню радостью сынов твоих.
      73) Гл 13 ст. 4 и куда ни выходил голос из уст его, загорались все, которые слышали голос его, подобно тому, как тает воск, когда почувствует огонь.
      Евангелие от Матфея
      74) гл 3 ст 4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
      Евангелие от Марка
      75) гл 1 ст 6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
      Евангелие от Луки
      76) гл 24 ст 42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
      Откровение святого Иоанна Богослова
      77) гл 10 ст9 И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.
      78) Гл 10 ст 10 И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.

Выскажите своё мнение