Иван-дурак и астротурфинг.

Вами манимулируют? Это астротурфинг!

Собрался как-то раз Иван-дурак в Интернет.

Посоветовала Василиса Премудрая Ивану по доброте душевной: «Вот, казалось бы, у тебя, Ваня, богатый жизненный опыт имеется: был знаком с Лёней Голубковым; поделился ваучером с МММ; поддержал материально «Хопёр-инвест». Ну, наверно, хватит уже? В сказках обычно три раза свой лоб бьют. Окстись. Не ходи ни куда. Побудь дома, с детишками».

Нет же, попёрся Иван-дурак в Интернет.

Иванушка-дурачок знакомится с правилами жизни Интернета.

Иван (всем детям известный) знакомится с правилами жизни Интернета.

 Это, ребята, не сказка, а только присказка была. Сказ впереди серьёзный пойдёт. Сегодня повествование будет идти о фейках и «утконосах».

— О чём, о чём, — переспросит читатель.

— Об астротурфинге.

— Час от часу не легче. А это что такое? С чем его едят?

— Скорее, он вас «скушает», чем вы его.

— Что же Интернет, людоед, что ли? Всё-то у тебя сказочки!

 Правила жизни в Интернете несколько отличаются от реальности. Если в обыденной жизни от невидимой глазу бактерии вы можете принять таблетку, то в виртуальном мире от невидимой силы постоянно нужна «свежая» голова. Иначе — «сожрут».

Что такое астротурфинг?

Понятие астротурфинга.

Используемый интернет-пользователями, термин астротурфинг происходит от названия бренда синтетического газона (AstroTurf), что подразумевает его искусственное происхождение. Астротурфинг в современной общественной жизни представляет собой деятельность по искусственному созданию «правильного» общественного мнения о ком-то или о чём-либо. Чаще всего такие манипуляции производятся в Интернете на многочисленных форумах, сайтах СМИ и в блогах. Управление общественным мнением осуществляется при помощи программного обеспечения или нанятых пользователей.

Цели астротурфинга.

Основным «оружием» являются заказные посты и комментарии. Целью сей деятельности является создание впечатления о существовании спонтанной всенародной поддержки либо дискредитации политика, политической группы или партии, политического решения, продукта, сервиса, события. Кроме того, астротурфинг используется как средство продвижения товара, компании, для организации поддельных кампаний в интернете по продвижению либо сокрытию информации, для вытеснения мнения реальных людей на веб-форумах, введению их в заблуждение, увод от обсуждения верной точки зрения и прочее.

Сие действие активно и повсеместно используется политтехнологами, корпоративными лоббистами, вирусными маркетологами, а также спецслужбами.

Принцип действия астротурфинга.

Место процветания астротурфинга.

Астротурфинг «мужал» вместе с набиравшими силу социальными сетями и является в настоящее время «пятой колонной Интернета». Основа для существования этой манипуляции общественным сознанием заложена доверием людей к отзывам в социальных сетях. Верят советам и комментариям 60% населения. Фактически это марионетки. Ими можно управлять, не слезая с дивана. При помощи этих 60-ти «зомбированных» можно вовлечь в ажиотаж и подвергнуть оглуплению до 90% населения.

Орудия астротурфинга — фейки и тролли.

Основными «игроками» на интернет-рынке общественного мнения являются фейки.

Внимание! Опасность. Фейк

Внимание! Опасность! Фейк.

Фейк – тот же тролль, только за деньги. В Рунете (российском сегменте Интернета) они получили имя «утконосы» (по наименованию сети магазинов, проводивших скрытую рекламную компанию проплаченными постами в ЖЖ). Утконосами бывают как авторитетные блогеры, прикрывающие рекламную сторону своего поста собственным именем, так и платные рядовые постеры, «штампующие» «мнения» по форумам и блогам (именуемое посевом).

Коротко о троллях. Конечно, поведение троллей бывает разное.

Одно дело, если действие тролля представляет собой флуд, уводящий от темы обсуждения, применяемый с целью разыграть, поддеть, раззадорить оппонента, поднять настроение. Да, такие действия, действительно, могли бы оживить дискуссию. Неплохо было бы иметь среди комментаторов «заводилу». Однако подобное поведение является исключительной редкостью.

Основная масса троллей занимается оскорблениями и провокациями, организует и проводит травлю в Сети, создаёт помехи для общения и конфликты, имеющие плачевные последствия: моральные (обиды) и материальные (вплоть до закрытия информ. ресурса).

Более подробную информацию о троллях можно найти в « Википедии» или на сайте «Всё о троллях».

Если тролль – это штучная неприятность, то астротурфинг – это организованный троллинг.

Утконосы официально представляются специалистами по масс-медиа. У крупных политических организаций, а так же компаний существует штат таких «спецов». Ведущие интернет-порталы и социальные сети буквально окутаны вниманием утконосов.

Свинья - специалист по масс-медиа.

Знакомьтесь! Специалист по масс-медиа.

Формы астротурфинга.

Астротурфинг может выступать как троллинг и как SERM. В первом случае с помощью провокационных и неправдивых сообщений очерняется бренд, компания или политик. Во втором — вытесняется негативная или неправдивая информация о тех же «фигурантах дела».

Астротурфинг в действии.

Как работает система? Здесь всё «строго». Ведётся постоянное (порой круглосуточное) наблюдение за интересующими электронными ресурсами. Конечно, со своим уклоном. Если политик, то основное внимание — общественно-политическим темам. Если хозяйствующая компания, то поиск освещения её деятельности, поведения конкурента, в отношении сведений недопустимых для широкой огласки и прочего.

Далее. Одна группа занимается созданием фальшивых учётных записей, логинов, паролей. Порой даже с «раздачей» компьютерной техники (смотря чего (кого) желают «грохнуть»). Специалисты пишут качественные посты. Следующая группа составляет для утконосов расписание постов, места их публикации. Сами фейки кроме публикации «заказухи» должны следить за обсуждением и «гасить» противников всеми приёмами и способами. Кроме того существует группа, «уговаривающая» администраторов информационных ресурсов не удалять угодный материал. Как видим, «крысиная возня» имеет организованный характер.

Подобные манипуляции с навязыванием своего мнения процветают не только на крупных порталах, но и встречаются на тематических форумах, в блогах – любых местах, где ведётся обсуждение. На раскрученном форуме или блоге о здоровье может свободно паразитировать представитель фарминдустрии и продвигать своё чудо-средство. Народная молва через социальные сети разносит сплетни быстрее рекламы. А доверия сплетням куда больше, чем рекламе. Исключительно об этом рассказывает пост «Как не сдохнуть на сайтах медицинской тематики».

Деятельность платных троллей не ограничивается только «работой» по формированию определенного мнения, перед ними ставятся и другие коммуникационные задачи. Например, в сферу их ответственности входит поиск и виртуальное уничтожение утконосов противника. Путём доведения конструктивности беседы до абсурда, утконосы занимаются парализацией и уничтожением неугодных веток обсуждения на форумах и блогах, иной раз приводящих к ликвидации основного ресурса.

У читателя, вероятно, возникнет вопрос, как быть, как отделить истину от притворства?

Как защититься от астротурфинга?

Ответ астротурфингу прост. Поступайте точно так же, как в обыденности. Не следует доверять всему, что написано. Очень внимательно читайте, проверяйте и перепроверяйте информацию.

Коллаж из научной литературы.

Любые сведения из Интернета можно проверить, перепроверить, уточнить, соотнести с массой научных источников. Информацию, касающуюся здоровья (продукты, лекарства, рецепты …) следует проверять в обязательном порядке.

Если вы вошли на новую «площадку», то оцените стиль общения, поведение модераторов. Во время чтения комментариев следует обращать внимание на поведение комментаторов и комментарии. Следите за соответствием содержания комментариев теме обсуждения. Обращайте внимание, насколько аргументировано ведётся дискуссия. Уклонение от темы обсуждения, игнорирование чужой точки зрения, необоснованная критика оппонента, переход участника обсуждения на личности должно вызвать у вас подозрение на наличие «узаконенной  прописки» на информационном ресурсе троллинга или астротурфинга. Отсутствие модерирования подобного поведения должно склонить к сомнению в возможности поиска истины в данном оре.

В таком случае не стоит тратить своё время и нервы в этом сообществе, поищите другой источник информации и площадку для общения. Сами ни когда не принимайте участие в обоюдном неаргументированном споре и не отвечайте на «атаку» против вас. Ваш авторитет станет равен авторитету скандалиста. Укажите на подозрительное и некорректное поведение модератора ресурса. Не трогайте то, что плохо пахнет – не кормите троллей.

Вместе с тем, следует избегать крайностей. Не стоит видеть во всём атаку троллей и «заговор» утконосов против вас. Тем более, не следует пускаться в панику, поддаваться паранойе после каждой неприятной реплики, направленной в вашу сторону. Возможно, вам ответил просто не воспитанный человек.

Хоть в конце я и напомнил о правилах общения в Интернете, сам пост направлен на предупреждение честного добропорядочного гражданина в отношении достоверности информации, помещаемой в Сети. В Интернете не всё истинно, что написано каллиграфическим почерком.

Раз начали разговор с присказки, то подобным образом и заканчивать следует. Я, думаю, что реальный «Ваня»,  прочитавший это поучение — уже не станет Иваном, над которым дети смеются.

Не витайте в облаках. Будьте бдительны!

Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2013.

 

Вы можете оставить комментарий.


Выскажите своё мнение