Торговые байки медового рынка

Сей пост публикуется для пчеловодов в качестве «умственной разрядки», не всё ж «лоб морщить» на заумных текстах. Мёд вы здесь не продадите, но, думаю, примеры сформируют некие поверхностные суждения о торговом медовом бизнесе.

Ну, с чего начать? Пожалуй, начнём со Столицы.

Москва. Крутая раскрученная ярмарка. Насколько крутая? Самая-самая… (Да, это дело было давно, не в прошлом году, а в прошлом десятилетии.) Короче, приезжает на ярмарку мужик, то бишь пчеловод из далёких мест, с Алтая. Понятное дело – ярмарка высшего разряда, с документами на мёд у человека всё в порядке. Так же ясно, что переть по железной дороге 4000 (четыре тысячи) вёрст объём мёда на два месяца торговли разумный человек не станет. К чему эти проблемы с арендой помещения для складирования? К тому же торговля – дело тонкое, шансы продать мёд мутны и призрачны. Ладно, на этом, что дальше? Набрал алтаец мёда кубиками тут же на ярмарке у волгоградцев и ростовчан и торгует им под знаменем и баннером Алтайского края. Цены поставил соответствующие спросу и дело у него пошло. Вот как-то подходят к нему двое мужчин, чисто выбриты, в парфюме, в костюмах… ну, столица же! «Ну, что, мужик, торгуешь? Что ли, правда, с Алтая? А часом не врёшь?» «Да, ну, нах…! Вот документы». Посетители бумаги раскрыли, глянули, там печати с гербами и визами, всё как в государстве заведено. В ответ достают мужики контейнеры не абы какие. «Накладывай, — говорят, — этого, того, вон того и энтого». Продавец рад стараться, навалил мёда полные посудины по самые края, завесил, пошарил пальцем по калькулятору, озвучил приличную сумму. Приличные люди прилично заплатили, высказали благодарность. Пчеловод тоже в долгу не остался — отдифирамбился в поклонах, но уж больно его интерес разобрал, что за люди такие, богатые. И шепотом спрашивает: «Откуда, вы, такие «красивые» будете»? …и слышит: «Будем мы с хозяйских покоев Президента. За медком алтайским посланы». «Ну-ну, кушайте «алтайский» медо-ок на здоровье»!

Вот, это я к чему? По поводу «попадалово» на рынке все граждане равны: и старушки, и президенты.

Столица. Один пчеловод торговал мёдом в Москве, и дело не шатко не валко у него пошло. Потихоньку забросил пчеловодство, только знает: покупает, продаёт, покупает, продаёт. Информации о торговых точках поднакопил, всюду попасть старался, да, сам стал не успевать, не управляться, посему нанял двух продавщиц. Назначил им план и хорошие проценты с выручки. И вот с продавщицами он угадал. Тут дело вообще понеслось вскачь. Каждый день выручка в карман не помещается, что от одной, что от другой продавщицы. Сам уже и торговать бросил. Магазины открыл. Квартиру приобрёл в столице, обставился, по курортам заморским вояжи учинил. И тут жена! «Многовато, — говорит, — ты платишь этим торговкам. По сто тыщ с лишним они у тебя получают в месяц. Это ж наши денежки, кровненькие. Урежь им проценты к херам. Пускай работают как все торгашки». Мужик, он же существо подневольное, айда с усердием приказ жены выполнять. Барышни были добрые, даже не возмутились — к херам этого работодателя, перешли к другому. И всё. Всё, как отрубило. Что только торговец не делал, каких только продавщиц не нанимал – нет той выручки, …и магазины прикрыл и с торговлей завязал.

А виноват А.С.Пушкин, про золотую рыбку с корытом он написал, как в синее море глядел.

Москвичи. Будний рабочий день. Недельная ярмарка «Золотая осень» рядом с ярмаркой выходного дня. Палатка с мёдом. Мужчина с мальчиком подходит к прилавку.

— Мы недавно у вас сотовый мёд покупали. Вы продали нам плохие соты. Они были чёрные, и в них было мало мёда.

— Вы не могли у нас покупать соты, мы тут только первый день. Вероятно, вы его брали на ярмарке выходного дня.

— А это что?

— Это «Золотая осень». Здесь другие, новые палатки.

— Ну, да, тот мужчина-продавец был старше. Всё равно, вы все тут одинаковые и продаёте ерунду.

— К нам какие претензии? Вам мёд в сотах? Пожалуйста, выбирайте.

— Вот, у вас светлые соты, а того были чёрные.

— Имеются всякие, какие покупатель изволит спросить, такие и подадим. Вот, смотрите, пожалуйста, есть тёмные соты с запечатанным мёдом. Кому-то нравится кушать мёд в таких сотах.

— А чем отличается в них мёд?

— Мёд особо не отличается. Просто старые соты придают другой привкус. Некоторые покупатели уточняют, соты «как у дедушки в деревне». Что вполне правдоподобно. В деревне у дедушки лишних сот и вощины может не быть. Там сотовый мёд попробуешь, только когда пчеловод старые соты выбраковывает…

— НЕ НАДО МНЕ РАССКАЗЫВАТЬ. Я ДЕРЖАЛ ПЧЁЛ. А ПОЧЕМУ ЭТИ ТЁМНЫЕ, А ЭТИ СВЕТЛЫЕ?

— В тёмных сотах вывелось несколько поколений пчёл, а в светлых сотах личинок не было, — начинает рассказывать пчеловод, затем спохватывается, — ВЫ ВЕДЬ ДЕРЖАЛИ ПЧЁЛ…

Как утверждают жители столицы, 2/3 москвичей держали пчёл, другие 1/3 москвичей знают о пчёлах и мёде всё, при этом 9/10 москвичей о мёде и пчёлах с интересом расспрашивают, остальная часть жителей мёд не едят.

Главный город страны. Уличная медовая ярмарка пчеловодов рядом с торговым центром. Торговля — не ахти, средненькая, ленивенькая. Тут мужчина невзрачного вида в потрёпанных джинсах бежит через территорию ярмарки, торопится по своим делам, мимо торговой палатки старается повернуть в направлении входа в ТЦ. И тут! «Господин, а не изволите ли отведать…». Гражданин резко останавливается, смотрит не продавца, пауза в несколько секунд, и говорит: «Отчего же не отведать, а извольте угостить». Пчеловод протягивает пробник, естественно с самым, по его мнению, лучшим мёдом.

— Хм, — отведав оного, пешеход поинтересовался, — а сколько стоит ваш мёд?

— Да, — пчеловод прикинул, чтобы такого предъявить, чтобы как-то дневную выручку поправить, — девятьсот рублей за кило, — говорит.

— А какая у вас имеется посуда?

— Килограмм, полкило, есть банка на полтора килограмма, — обрадовано с азартом стал показывать посуду продавец.

— А там что, — потенциальный клиент указывает за спину продавцу.

— Ну, это тара, кубик.

— Сколько там, — продолжает интересоваться мужчина в старых джинсах.

— Там килограмм тридцать будет с лишним.

— Вот, давайте, мне кубик. А ещё есть?

— Есть, — затаив дыхание отвечает пчеловод.

— Давайте два. Так, это шестью девять, пятьдесят четыре, — достаёт из заднего кармана джинсов кошелёк, отсчитывает на глазах ошарашенного селянина сумму, отдаёт деньги и говорит, — отнесите вон к тому джипу. Я сейчас вернусь.

Угостить прохожего не грех! Делиться надо с ближним, и воздастся вам.

Москва – столица. Небольшая ярмарка. Мёд на прилавке. Активная торговля весь день. Пчеловод работает в приподнятом настроении. Зазывает прохожих. Мимо проходит мужчина. По лицу видно – его родина Кавказ.

— Мужчина, не проходите мимо, угоститесь мёдом, ощутите вкус и аромат лета!

Человек останавливается, подходит к продавцу и недовольно с кавказским акцентом начинает отповедь.

— Ты, зачем меня астанавил? Какой мед? Я тебя мёд просил? Он мене нужен твой мёд? Я туда шёл, я не суда шёл, — жестикулируя руками, одну за другой выкрикивает фразы кавказец, — зачем ты мене говорил твой мёд?

Пчеловод понимает, что у человека какие-то проблемы, и он не в себе. Ругаться – нет смысла и основания.

— А водку будешь, — спокойно, размеренным голосом предложил продавец.

— Водку, — переспросил ошарашено и недоумённо скандалист, — водку буду.

— Держи стакан…

…..а спустя несколько дней кавказский горец прибыл с ответным дружеским визитом, иначе – не будь он кавказец!

За столом решаются все конфликты!

Первопрестольная. Ярмарка выходного дня. Палатка с мёдом. Покупатели. Продавец-пчеловод растолковывает клиентам «на пальцах» про мёд, про пчёл, про особенности деревенской жизни. Разговор касается различных тем: от правильности употребления мёда и правил здорового образа жизни до рецептов приготовления кваса и способов забивания гвоздей. Рядом с торговой палаткой продолжительное время стоит мужчина, внимательно слушает, в разговор не вступает. Покупатели подходят, беседуют, пробуют мёд, покупают, уходят, мужчина стоит, слушает все беседы пчеловода с покупателями. Пчеловод попытался предложить отведать мёд мужчине, но тот отказался. Спустя какое-то время, после ухода очередного покупателя вольный слушатель огорошивает пчеловода: «Вы, знаете, я вижу вы нормальный пчеловод и человек, я у вас куплю мёд. Мне килограмм пятьдесят-шестьдесят из разных сортов».

Покупатель всегда прав, даже если он молчит!

Сердце Родины. День города. Праздничное мероприятие в одном из спальных районов столицы. Прорва народа! Палатка с мёдом. В уличной торговле мёд разрешён только фасованный. Бойкая торговля. Покупатели подходят, пробуют, покупают, уходят. У пчеловода с непривычки язык уже устал от общения с клиентами. К прилавку подходит женщина, начинается очередная знакомая беседа о мёде. Женщина слушает, но пробовать мёд отказывается. Подходят очередные покупатели, она уступает им очередь, а сама внимательно следит за беседой. Клиенты приобретают мёд, уходят. Снова возобновляется беседа. Снова покупатели… и так продолжается несколько раз. Наконец…

— Вы, так хорошо рассказываете, так много знаете! Пожалуй, я куплю у вас мёд.

— Очень хорошо! Какой изволите?

— Ой, я даже не знаю. А какой вы предложите?

— Я любой предлагаю. Вы, его весь откушайте.

-Нет, нет! Я пробовать не буду.

— А как я вам могу что-то посоветовать? У каждого свои вкусовые предпочтения. Вы же видите, люди всякий мёд берут – «кто во что горазд».

Проходят несколько минут беседы в таком духе. Язык у пчеловода «отваливается», ум отказывается искать варианты убеждений, продавец уже не знает, как проводить клиента восвояси.

— Ну, давайте мне вот этот, подсолнечный. Только немного.

— Вот самая маленькая тара, триста грамм.

— Ой, это много. А меньше нет?

— Меньше – нет.

— Ну, вот же на прилавке стоит.

— Это пробник. Я из неё даю пробовать мёд.

— Ладно, давайте, только, поищите, чтобы в ней было меньше всего.

— Может всё-таки, вы, его попробуете?

— Нет, я не пробую!

— Вот, смотрите, здесь меньше всего, — продавец ставит тару с мёдом на прилавок, — восемьдесят девять рублей.

Покупательница расплачивается, благодарит, берёт посудину и спрашивает палочку-пробник. Пчеловод в состоянии, как «гора с плеч свалилась», с удовольствием подаёт палочку.

Женщина разворачивается, делает два шага в сторону от прилавка, останавливается, открывает крышку посудины, окунает пробник в мёд, достаёт его и суёт себе в рот, секунда, и тут же, мгновенно поворачивается и бросается к прилавку с криком.

— Нет! Он мне не нравится! Я не буду его брать! Верните деньги!

— Я же вам предлагал, по-про-буй-те!

— Нет! Нет! Не надо!

Не каждому клиенту стоит радоваться!

Белокаменная. Небольшая уличная ярмарка пчеловодов. Последний торговый день. Пчеловоды, торгуясь, сбавляют цены до бесстыдства, стремясь увезти из столицы хоть какие-то деньги. Мимо палаток дефилирует бабулька – «божий одуванчик» восьмидесяти годков с хвостиком. Сумка на колёсиках, повинуясь трясущейся руке, катится следом, выдавая намерения хозяйки. Лёгкое осеннее пальтишко, шляпка – всё из пика моды далёкой древности придают престарелой даме некий шарм. Вместе с тем перемещаясь мимо палаток, старушка изучает ассортимент и цены, абсолютно не прибегая к помощи очков. Продавцы стараются ей угодить, однако она, оценив их строгим взором, двигается дальше. Дама подходит к очередной торговой палатке.

— Сударыня, не желаете ли угоститься мёдом? Отдадим недорого. Вот — двести рублей за килограмм, вот — двести пятьдесят, этот – триста, будете брать много, скидочку сделаем…

— А это что, — старушка, пропуская мимо ушей предложения продавца, показывает на ценник, который не успели заменить, и где нарисовано число тысяча за килограмм.

— Ну, это самый лучший мёд моей пасеки… извольте отведать…

Секунда, и пробник с мёдом в руках старушки.

Древний московский абориген, поводив пробником с мёдом перед носом, переместил его рот и, шевеля губами, начал тщательно «прислушиваться» к своим вкусовым ощущениям. Спустя полминуты пробник, окрашенный помадой, показался на свет Божий и…

— Пять килограмм, — эти два слова «больно» ударили по ушам продавца, изумив его до глубины корней волос.

— Сию минуту, — пчеловод проворно начал наполнять тару, сопровождая эпитетами прелесть данного сорта мёда.

Мёд в сумке, деньги в кармане, все довольны и вот настал момент расставания.

— Сударыня, — произнёс пчеловод доброжелательным тоном, — мы вас недооценили.

Старушка – сама доброта, подняв перед лицом руку с вытянутым кривым указательным пальцем, медленно поводила им из стороны в сторону и уверенным голосом высокомерно изрекла: «А меня многие недооценивают»!

Всегда цените людей!

Торговля дело непредсказуемое. Иногда складываются вроде одинаковые ситуации, а итог получается разным. Иной раз из «ничего» в руки падает куш, а другой раз из «прикупа» выходит шиш.

Глаза не устали? Тогда почитайте про покупателей и муравьёв.

Опубликовано Новиковым С.Н. © //www.maymed.ru , 2017.

Вы можете оставить комментарий.


Выскажите своё мнение